Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения дошкольников


Слайд 1
Если говорить вам сложно – 
музыка всегда поможет!
Слайд 2
Основололожником логоритмики, или, как тогда говорили, ритмической гимнастики, является швейцарский педагоги мцузыкант Эмиль Жан-Далькроз. Именно он первый заговорил о необходимости осознавать внутреннюю связь музыки и движения.
Поскольку речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и произносительную, моторную сторону речи.
Слайд 3
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя. И логопед и музыкальный руководитель в начале года проводят диагностику, на основе которой выстраивается дальнейшая коррекционно-развивающая работа.
Слайд 4
В процессе работы и логопед и музыкальный руководитель развивают слуховую функцию, двигательную функцию, развивают устную речь.
Слайд 5
Для развития слуховой функции используются следующие игры:
определение музыкального инструмента на слух
Определение силы и громкости звука;
Умение воспроизводить ритмический рисунок;
Воспроизведение ритма на музыкальном инструменте;
Развитие слуховой памяти;
Развитие слухо-речевой памяти.
Слайд 6
Для развития двигательной функции необходимо:
развитие двигательной памяти;
Переключаемости;
Статической и динамической координации;
Двигательного внимания, темпа;
Ориентации в пространстве;
Развития артикуляционной и мимической моторики.
Слайд 7
Для развития устной речи необходимо:
Развитие просодической стороны речи;
Развитие звуковой стороны речи (автоматизация звуков в попевках); обогащение словарного запаса (уточнение, активизация словаря по лексическим темам);
Развитие грамматических категорий и связной речи (контроль за использованием правильных грамматических форм);
Развитие языкового анализа и синтеза (использование в процессе занятий и праздников заданий на закрепление навыков языкового анализа и синтеза: определение места звука в слове, выделение первого и последнего звука; называние слов с заданным количеством слогов)
Слайд 8
Для решения этих задач идеально подходит логоритмика, которая включает в себя психогимнастику, игротерапию, методику музыкального воспитания.
Слайд 9
Логоритмика включает в себя слово, движение и музыку, что позволяет решать коррекционные, образовательные и оздоровительные задачи.
Слайд 10
Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движения путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания чувства речи.
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.
Логоритмика – одно из средств оздоровления речи.
Слайд 11
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
структуру речевого нарушения;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Слайд 12
Принципы построения совместных занятий:
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
Принцип всестороннего воздействия
Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
Принцип наглядности.
Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Слайд 13
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Слайд 14
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это -
оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.Развивать дыхание.Развивать координацию движений и моторные функции.Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.Формировать способность восприятия музыкальных образов.Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.Развивать артикуляционный аппарат.Формировать просодические компоненты речи.Развивать фонематическое восприятие.Развивать грамматический строй и связную речь.
Слайд 15
Формы и виды взаимодействия
музыкального руководителя с учителем-логопедом
План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.Слайд 16
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Снижается двигательная расторможенность, исчезает неуверенность и скованность, страх перед речью. Между детьми устанавливается положительный тактильный и эмоциональный контакт, развиваются коммуникативные навыки общения.
Повышается эмоциональная устойчивость, закрепляется положительная самооценка, положительный настрой на своё тело.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики. Упражнения с различным дидактическим материалом.Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах.Танцевальные движения.Театр с использованием кукол бибабо.
Развитие мимики. Массаж лица.Гимнастика мимических мышц.Произвольное формирование определенных мимических поз.Связь мимики с интонацией. Развитие выразительности в пении и танце.
Развитие речевого дыхания. Скороговорки.
Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов.
Распевки.
Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса. Звуковая гимнастика.
Упражнения на развитие гибкости мягкого неба. Хоровое пение.Движения с речью под музыку.Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха. Чтение стихотворений с выделением фонем.
Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.
Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок.
Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции. Упражнения с зеркалом.Артикуляционная гимнастика.Чистоговорки.Массаж артикуляционного аппарата
(индивидуально). Разучивание и пение песен.
Пение песен со звукоподражанием.
Развитие грамматического строя речи. Формирование навыков словообразования и словоизменения.Преодоление аграмматизмов. Разучивание текстов песен. Драматизация.Музыкальные спектакли, инсценировки.Кукольный театр.
Развитие словаря. Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи. Формирование навыков составления диалога. Драматизация.Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи. Развитие у ребенка желания говорить.Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен.
Развитие коммуникативных навыков. Психологические этюды и коммуникативные игры. Участие детей в музыкальных представлениях.

Приложенные файлы

  • docx 15819025
    Размер файла: 26 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий