Химия и физика цвета ИД

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт искусств
Кафедра дизайна интерьера


УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия и физика цвета»

для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации «Дизайн интерьера»
















Екатеринбург
РГППУ
2011
Рабочая программа дисциплины «Химия и физика цвета». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 13 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы:
доцент
Е. А. Вязникова


канд. пед. наук, доцент
В.П. Фалько

















Рецензент:
канд. пед. наук, доцент
А.В. Степанов



Одобрена на заседании кафедры дизайна интерьера. Протокол от 26 мая 2010 г. № 11.

Заведующая кафедрой дизайна интерьера

В.П. Фалько


Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 14 июня 2011 г. №10


Председатель методической комиссии ИнИс

В.П. Фалько





СОГЛАСОВАНО
Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ

С. В. Пеннер





Директор ИнИс

А.Б. Костерина



© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Вязникова Е.А., Фалько В.П., 2011
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия и физика цвета» – это базовая учебная дисциплина в профессиональной подготовке студентов, формирующая знания, умения и владения, необходимые будущему бакалавру профессионального обучения в области дизайна интерьера. Дисциплина содержит основные законы цвета для грамотного применения их в решении художественно-проектных задач.
Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является изучение основных характеристик цвета, законов цветоведения, особенности цветовосприятия для формирования профессиональных знаний в творческой художественно-проектной деятельности, что позволит сформировать у студентов целостную систему знаний.
Данное требование обусловлено областью профессиональной деятельности выпускника: осуществлять подготовку учащихся по профессиям в сфере дизайна и специальностям в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения.
Программа рассчитана на обучение студентов теоретическим основам цветоведения и цветовосприятия и формирует умения и владения методами применения законов в творческой художественно-проектной деятельности.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Химия и физика цвета» преследует решение следующих задач:
1) обучение приемам и средствам использования законов цветоведения и цветовосприятия в графическом, ручном и компьютерном моделировании; способам выбора цветовых гармоний для эффективной реализации художественно-проектного решения; химических и физических свойств цвета и красок;
2) овладение цвето-графическим языком при работе с плоскостной, объемной и пространственной формами,
3) формирование знаний, умений и владений профессиональной терминологией, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий при решении художественно-проектных и педагогических задач; анализа и профессиональной рефлексии художественно-проектной деятельности по созданию дизайн-продукта.
- основы полихромии и закономерности выбора гармоничных цветовых сочетаний, формообразующие и пространственные характеристики цвета.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Химия и физика цвета» является основой для изучения и освоения студентами теоретических основ цветоведения, формирует умения и владения методами применения законов цвета для грамотного применения в решении художественно-проектных задач, обеспечивая базу в художественно-проектной подготовке бакалавра, необходимую для формирования общекультурных, профессиональных и профильно-специализированных компетенций будущего специалиста.

Дисциплина «Химия и физика цвета» относится к базовой части (Б.2.03.02) математического и естественно-научного цикла, является основой для освоения дисциплин профилизации и дает возможность расширения и углубления базовых знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности в области дизайна (дизайн интерьера).
Изучение курса предусмотрено во втором семестре, поэтому входные знания основаны на базовых знаниях, полученных в средней общеобразовательной школе, а также в специализированной (художественной) школе.
Знания, усвоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Химия и физика цвета», необходимы для освоения последующих дисциплин профессионального цикла профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», профилизации «Дизайн интерьера».
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
– Композиционное формообразование;
– Пластическое моделирование;
– Практическое (производственное) обучение;
– Живопись;
– Декоративная живопись;
– Специальная графика;
– Художественное моделирование интерьера и предметной среды;
– выполнение выпускной квалификационной работы.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
теорию цвета и света; оптические свойства красящих веществ; органические и неорганические красители и пигменты;
цветовую гармонию; формообразующие, физиологические и эмоциональные свойства цвета.
Уметь:
применять законы цветоведения в решении проблем гуманитарных, социальных и экономических процессов;
использовать полученные знания в практической деятельности; научно обосновывать колористическое решение;
осуществлять адекватность цветопередачи в трехмерном компьютерном дизайн-проектировании.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
лексическим минимумом общего и технологического характера; техническими средствами, оборудованием и вспомогательным инструментарием для реализации художественно-проектного замысла; приемами работы с цветом и цветовыми композициями;
разработкой колористической идеи, основанной на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерских задач;
приемами гармонизации цвета;
компьютерным обеспечением цветопередачи.

В результате изучения дисциплины «Химия и физика цвета» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);
способен к когнитивной деятельности (ОК-24);
умеет моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);
владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29).
профессиональные компетенции:
способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14).
готов к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-22);
готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);
способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);
готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34).
профильно- специализированные компетенции (ПСК):
– знает теоретические основы и владеет средствами и приемами графического, живописного и пластического ручного моделирования (ПСК-1);
– владеет методами и технологиями (алгоритмами) решения художественно-проектных задач (ПСК-3).
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1
Вид учебной работы
Форма обучения


Очная
Заочная с полным сроком
Заочная с сокращенным сроком

Общая трудоемкость дисциплины
108
108
10

Аудиторные занятия
40
12
98

лекции
20
4
4

практические занятия
-
-
-

семинарские занятия
-
-
-

лабораторные работы
20
8
6

другие виды аудиторных занятий
-
-
-

Самостоятельная работа
68
96
98

изучение теоретического курса
20
20
20

курсовая работа
-
-
-

домашние задания
48
76
76

подготовка к экзамену
-
-
-

Вид промежуточного контроля
Зачет
Зачет.
Зачет.















Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2
№ п/п
Разделы учебной дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)





Лекции
Лабораторные занятия
СРС
Консультации



Этапы развития науки цветоведение
Донаучный период. Формирование частных разделов дисциплины. Формирование научных систем
1
1,2
2
2
6
Еженед.
Собесед. – 1; Участие в лаб. занятии – 2.


Физические основы цветоведения
Физическая природа цвета. Аддитивный и субтрактивный синтез, Влияние света на цвет.
1
3,4,5
4
2
12
Еженед.
Собесед. – 3; Участие в лаб. занятии – 4.


Химия цвета
Органические и неорганические красители. Фактурные свойства красителей.
1
6,7,8
2
4
10
Еженед.
Собесед. – 6; Участие в лаб. занятии – 8.


Физиологическое влияние цвета на человека
Особенности восприятия цвета глазом. «Благоприятные» и «неблагоприятные» цвета. Цветовые иллюзии (цветовая индукция, иррадиация, фигура и фон, объединяющие и разъединяющие свойства цвета, заметность, выступающие и отступающие цвета) и влияние их на восприятие пространства. Влияние цвета на организм человека.
1
9,10,1112
4
4
10
Еженед.
Собесед. – 9; Участие в лаб. занятии – 11.


Психологические особенности цветовосприятия
Семантика. Символика. Цветовые предпочтения. Форма и цвет. Психологиеские иллюзии («фактурность», «тяжесть» цвета) и влияние их на восприятие пространства. Эмоционально-психологи-ческая основа колористического решения интерьера.
1
13,14,
15,16
4
4
10
Еженед.
Собесед. – 103, Участие в лаб. занятии –14,16


Цветовые гармонии Основы цветовой гармонии. Виды гармонических сочетаний. Способы подбора цветовых сочетаний (двухцветные, трехцветные).

1
17,18,
19,20
4
4
12
Еженед.
Собесед. – 17; Участие в лаб. занятии – 19

Итого за 1 семестр
20
20
68

Зачет


108


Всего за курс
20
20
68




108



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании курса «Химия и физика цвета» используются следующие формы:

· лекции; лабораторные занятия, в рамках которых решаются художественно-проектные задачи, обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий;

· экспресс-диагностика и тестирование по отдельным темам дисциплины;

· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий; подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

· рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

· консультирование студентов по вопросам учебного материала, выполнения домашних заданий.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Цвет, его композиционно-художественные его свойства.
Сформулируйте понятие «цветовой тон».
Назовите два основных вида цвета. Какие факторы определяют их образование?
Сформулируйте определение «насыщенность цвета».
Сформулируйте определение «светлота цвета».
Сформулируйте понятие «хроматический контраст».
Сформулируйте понятие «светлотный контраст».
Сформулируйте понятие «краевой контраст».
Какие цветосочетания определяют родственные отношения цветов?
Какие цветосочетания определяют родственно-контрастные отношения цветов?
Какие цветосочетания определяют контрастные отношения цветов?
Изобразите на схеме цветового шара круг цветов максимальной насыщенности.
Какие цвета увеличат насыщенность при освещении люминесцентными лампами теплого свечения?
Какой цвет последовательного образа по сравнению с цветом наблюдаемого объекта?
Назовите характеристики хроматических цветов.
Как изменятся хроматические цвета при добавлении черного цвета? Изобразите на схеме.
Какие хроматические цвета не изменят цветового тона при освещении люминесцентными лампами холодного свечения?
Как измениться светлота цвета, помещенного на более темный и на более светлый фон?
Чем отличаются хроматические цвета от ахроматических?
Как изменяться хроматические цвета при добавлении белого цвета? Изобразите на схеме.
Как измениться синий цвет при освещении лампами накаливания?
Как измениться синий цвет на оранжевом фоне?
Какими характеристиками отличаются ахроматические цвета друг от друга?
Можно ли свешивать дополнительные цвета получить новый цветовой тон?
Как измениться зеленый цвет при освещении люминесцентными лампами холодного свечения?
Как измениться цвет синего пятна на оранжевом фоне, если мы обведем его четким контуром?
От какой характеристики зависит понятие «дополнительный цвет»?
Чем отличается аддитивный и субтрактивный цветовой круг?
Как будет выглядеть красный цвет при освещении лампами накаливания?
В каком случае действие контраста проявляется сильнее: при одинаковости светлоте цветового пятна и фона или при большой разнице?
Назовите общие характеристики хроматических и ахроматических цветов.
Всегда ли при смешении дополнительных цветов получается чистый ахроматический цвет?
Как измениться цвет при освещении галогенными лампами?
Как проявляется светлотный контраст?
Приведите примеры психологических и образно-эстетических свойств цвета.
Приведите примеры эмоционального воздействия цвета.
Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
Не предусмотрено
Темы курсовых работ
Не предусмотрено
Задания и методические указания по выполнению контрольной работы
Контрольная работа на тему: «Освоение физических законов цветоведения и оптических иллюзий» выполняется студентами c полным сроком заочной формы обучения в 5-м семестре, с сокращенным – в 3-м. Предусмотрен зачет.
Цель и задачи контрольной работы
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине "Физика и химия цвета" ставят своей целью привлечь студентов к изучению основных характеристик цвета, законов цветоведения, ознакомить их с особенностями цветовосприятия.
Задачами контрольной работы являются:
– углубление знаний студентов по дисциплине "Физика и химия цвета";
– приобретение навыков работы с цветом с учетом особенностей оптического и механического смешения;
– выработка умений в использовании полученных знаний для выполнения практических проектных задач.
Выполнение практических заданий контрольной работы предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала по конспектам лекций, учебникам и учебным пособиям.
Сдача контрольной работы проводится в период экзаменационной сессии. Работа, получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту в период сессии на доработку с учетом всех замечаний, сделанных преподавателем в письменном виде, и только после их исправления оценивается положительно.
Основные требования к содержанию контрольной работы
Контрольная работа предусматривает выполнение трех практических заданий.
Задание 1. Изучение характеристик цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота – выполнение 3-х упражнений на освоение данных понятий.
Задание 2. Оптическое и механическое смешение цвета (аддитивное и субтрактивное) – выполнение 2-х упражнений на выявление сходства и различия результатов оптического и механического смешения.
Задание 3. Изучение цветовых контрастов – выполнение 3-х упражнений на изучение особенностей изменения цветового тона, насыщенности или светлоты под воздействием окружающего цвета.
Контрольная работа представляется на 9 листах ватмана формата А-4 и должна содержать:
– титульный лист;
– иллюстративно-графический материал – 8 упражнений;
Материалы и инструменты
Для выполнения заданий контрольной работы потребуется:
- ватман (9 листов) формата А-4;
- линейка;
- карандаш простой;
- циркуль;
- краски гуашевые;
- кисти (№2 и №5);
- бумага цветная;
- резак;
- клей (резиновый или карандашный).
Задание 1. Изучение характеристик цвета: цветовой тон,
насыщенность, светлота
Цель: изучение основных понятий науки «Цветоведение».

1.1. Знакомство с понятием «цветовой тон»
Выполнить 24-частный цветовой круг.
Методические указания к выполнению задания:
определить на вертикально расположенном листе ватмана формата А-4 оси: вертикальную – «желтый – фиолетовый» и горизонтальную – «зеленый – красный»;
определить диагональные оси: «оранжевый – синий» и «желто-зеленый – пурпурный»;
расположить между полученными осями еще по два цвета (например, между желтым и оранжевым разместить желто-оранжевый и оранжево-желтый, а между оранжевым и красным – оранжево-красный и красно-оранжевый и т.д.).
. Знакомство с понятием «насыщенность»
Выполнить четыре растяжки из хроматических цветов и равных им по светлоте ахроматических цветов.
Методические указания к выполнению задания:
разместить на вертикально расположенном листе ватмана формата А-4 четыре полосы размером 150х30 мм, разделив каждую на 10 частей;
расположить насыщенный хроматический цвет в левой крайней части полосы, а в правой крайней ее части – ахроматический (серый) цвет, равный по светлоте выбранному хроматическому;
смешать цвета, изменяя пропорциональные отношения хроматического и ахроматического цветов, добиться плавного перехода от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому.
Знакомство с понятием «светлота»
Выполнить четыре растяжки из заданных хроматических и ахроматических цветов.
Методические указания к выполнению задания:
разместить на вертикально расположенном листе ватмана формата А-4 четыре полосы размером 150х30 мм, разделив каждую на 10 частей;
расположить насыщенный желтый цвет в левой крайней части первой полосы, а в правой крайней ее части – ахроматический (белый) цвет;
расположить насыщенный красный цвет в левой крайней части второй полосы, а в правой крайней ее части – ахроматический (белый) цвет;
расположить в левой крайней части третьей полосы насыщенный желтый цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет;
расположить в левой крайней части четвертой полосы насыщенный красный цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет;
смешать цвета в определенных пропорциях изменения отношений хроматического и ахроматического цветов, добиться плавного перехода от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому;
Убедиться в том, что в результате добавления белого цвета все хроматические цвета сдвигаются в сторону более холодного цветового тона, а при добавлении черного – сдвигаются в сторону холодного цвета только желтые, оранжевые и желто-зеленые цвета.
Задание 2. Оптическое и механическое смешение цвета
(аддитивное и субтрактивное)
Цель: выявить сходство и различие результатов оптического и механического смешения цвета.
2.1. Механическое смешение
Выполнить три растяжки из заданных пар цветов: контрастных, родственно-контрастных и родственных.
Методические указания к выполнению задания:
разместить на вертикально расположенном листе ватмана формата А-4 три полосы размером 150х30 мм, разделив каждую на 10 частей;
выполнить растяжки, выбрав цвета, имеющие одинаковое расположение на аддитивном и субтрактивном цветовом круге:
контрастные: желто-синий;
родственно-контрастные: оранжево-желто-зеленый;
родственные: красно-желтый, зелено-желтый.
Убедиться в сходстве и различии результатов субтрактивного (механического) смешения.
2.2 Оптическое смешение
Выполнить в технике линейного или фигурного растра три цветовые композиции, применяя те же цвета, что использовались в задании 2.1. (механическое смешение).
Методические указания к выполнению задания:
разместить на вертикально расположенном листе ватмана формата А-4 три изобразительных поля в виде трех прямоугольников разм. 100х70 мм или квадратов размером 70х70 мм;
разметить линии в изобразительном поле в технике линейного растра с растровым шагом 1,5 мм;
разметить прямоугольники (квадраты) в изобразительном поле в технике фигурного растра с растровым шагом не более 3 мм;
представить первое изобразительное поле чередованием двух родственных цветов, заполняя выбранным цветом расстояния между растровым шагом (зелено-желтый или желто-синий);
представить второе изобразительное поле чередованием родственно-контрастных цветов, заполняя выбранным цветом расстояния между растровым шагом (оранжево-желто-зеленый);
представить третье изобразительное поле чередованием двух контрастных цветов, заполняя выбранным цветом расстояния между растровым шагом (желто-синий).
Убедиться в сходстве и различии результатов аддитивного и субтрактивного (оптического и механического) смешения.
Задание 3. Изучение цветовых контрастов
Цель: изучение изменения цветового тона, насыщенности или светлоты под воздействием окружающего цвета.
3.1. Светлотный контраст
Проанализировать характер изменения светлоты под воздействием окружающего разносветлотного фона.
Методические указания к выполнению задания:
изобразить на вертикально расположенном листе ватмана формата А-4 6 квадратов 70х70 мм в два ряда с расположением в левом верхнем ряду – белого, далее – разносветлотных ахроматических квадратов и в правом нижнем ряду – замыкающего черного квадрата;
заготовить 6 средне-серых квадратов 30х30 мм одного тона;
приклеить по центру на полученных разносветлотных фонах (включая белый и черный) средне-серые квадраты одного цветового тона размером 30х30 мм.
Убедиться в неодинаковости изменения светлоты цвета на разных по светлоте фонах.
Краевой контраст
Проанализировать характер проявления светлотного контраста в цветовых растяжках.
Методические указания к выполнению задания:
разместить на вертикально расположенном листе ватмана формата А-4 изобразительное поле в виде прямоугольника разм. 150х70 мм, разделив его на 5 равных частей по 30 мм;
окрасить равномерно каждую часть «в растяжку» выбранным цветом от темного до светлого с постепенным добавлением в колер белого цвета. Изобразительное поле должно содержать не менее пяти светлотных интервалов.
Убедиться в ощущении неоднородности восприятия светлоты поверхности при однородности ее окраски.
3.3 Хроматический контраст
Проанализировать характер изменения цвета под воздействием окружающего разноцветового фона.
Методические указания к выполнению задания:
заготовить 6 квадратов 30х30 мм одного насыщенного хроматического цвета;
вычертить для фона 5 квадратов разм. 70х70 мм насыщенных различных хроматических цветов;
разместить на вертикально расположенном листе ватмана формата А-4 заготовленные квадраты 70х70 мм в два ряда, поместив белый квадрат в левом верхнем ряду;
расположить и приклеить по центру на различных хроматических цветовых фонах заготовленные хроматические квадраты одного цветового тона размером 30х30 мм.
Убедиться в ощущении разнородности восприятия цветового тона или насыщенности одного и того же цвета на разных фонах.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Алиева Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.З. Алиева. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
2. Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 93 с.
3. Савахата, Л. Гармония цвета: полный справочник [Текст]: сбор. упражнений по созданию цветовых комбинаций / Л. Савахата, К. Элдридж; пер. с анг. И.А. Бочков. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 223 с.
Дополнительная литература
4. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства [Текст] / Р. Арнхейм. – М.: Просвещение, 1994. – 352 с.
5. Беленький Е.Ф.Химия и технология пигментов [Текст]: учеб. пособие / Е.Ф.Беленький, И.В. Рискин. – М.: Химия, 1974. – 656с.
6. Дерибергс М. Цвет в деятельном человеке [Текст] / М. Дерибергс. – М.: Сов. художник, 1964. – 88 с.
7. Ивенс P.M. Введение в историю цвета [Текст] / Р.М. Ивенс. – М.: Сов. художник, 1964.– 112 с.
8. Иттен, Иоханес Искусство цвета [Текст] / Иоханес Иттен.– М.: Изд. Д. Аронов, 2001. – 135 с.
9. Миронова Л. Цветоведение [Текст] / Л. Миронова – Минск: Высшая школа, 1984. – 286 с.
10. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере [Текст] / Н.Н. Степанов. – Киев: Выща школа, 1985. – 97 с.
11. Иванов В.Г. Практикум по органической химии [Текст] / В.Г. Иванов, О.К. Гева., Ю.Т. Гаверова. – М: Изд. центр «Академия», 2000. 288 с.
12. Цойгнер Г. Учение о цвете [Текст] / Г. Цойгнер - М.: Госстройиздат, 1971. – 113 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный зал, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук), интерактивной доской.
Компьютерные презентации к лекциям по всем темам курса.
Аудитория для проведения лабораторных занятий, оборудованная планшетами и схемами с образцами заданий для лабораторных и самостоятельных работ, местами и оборудованием.













Учебно-методический комплекс дисциплины
«Химия и физика цвета»

















Подписано в печать _________. Формат 60(84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.








13PAGE 14415





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315







Заголовок 4 Заголовок 515

Приложенные файлы

  • doc 15818640
    Размер файла: 143 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий