Философия античного мира и Средних веков


Философия античного мира и Средних веков.
Философия античного мира (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция).. Первые формы философского мышления стали появляться около 2,5 тыс. лет назад в наиболее культурных по тем временам странах – Китае, Индии, Египте, Вавилоне, Турции.
Философия пришла на смену мифологии и религии и стремилась к рациональному объяснению окружающего мира и человека.
В конце 2 – начале 1 тысячелетия до н. э. в Древней Индии и Древнем Китае, а в 6 в. до н. э. в Древней Греции возникают философские системы. В Восточной философии (Индия, Китай) заметное место занимали социально-политические и морально-этические проблемы.
На становление философии в Индии большое влияние оказали Веды – философско-религиозная литература (стихи и молитвы).
В Ведах ставились вопросы о происхождении мира, о законах его развития, о естественных природных процессах, о наличии о человека души, о смертности индивида.
Особое место в индийской философии занимает буддизм.
В Древнем Китае основными философскими учениями становится конфуцианство, основоположником которого является философ Конфуций.
В центре учения Конфуция находится человек, его умственное и нравственное развитие и поведение.
Особое внимание Конфуций уделял вопросам воспитания идеального человека, которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу. Оно должно включать в себя выработку основных правил поведения, обязательность исполнения каждым человеком своих функций.
В основе общих и нравственных норм поведения и восприятия находится религиозный ритуал.
Основным принципом отношений между людьми Конфуций провозгласил гуманность.
Конфуцианство превратилось в философскую идеологию китайского общества и оказало заметное влияние на всю историю Китая.
Многообразием школ и направлений характеризуется Древнегреческая философия (6 в. до н. э. – 6 в. н.э.)
Развитие греческой философии было обусловлено демократическим устройством общества и удобным географическим положением.
Древнегреческая философия свое первоначальное развитие получает в греческих колониях, которые имели развитое мореходство и поддерживали широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада.
В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технические сведения и навыки, накопленные более древними цивилизациями Египта и Вавилона. Древнегреческая философия делится на 2 периода:
1. досократовский (6 в. до н. э. – 4 в. до н. э.);
2. греческая классическая философия (4 в. до н. э. – 6 в. н. э.).
1. Первые греческие философы усомнились в тех знаниях, которые давала им мифология – об образовании мира, о законах его развития, о богах.
Их интересовали вопросы, связанные с причинами возникновения окружающего мира, законами его развития.
В античной философии досократовского периода сформировался и господствовал космоцентризм, утверждающий, что окружающий мир представляет собой огромное упорядоченное целое (космос).
Наиболее глубокое выражение философский материализм получил в учении Демокрита, создавшим «атомную философию». Заслугой Демокрита является то, что он глубоко обосновал идею об атомах как мельчайших неделимых частицах, из которых состоит все существующее.
Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности окружающего мира, отвергали бессмертие души и критиковали религиозные предрассудки.
2. К концу 5 – началу 6 века до н. э. наступает кризис афинской демократии, что послужило причиной возникновения идеологии рабовладельческой аристократии.
Греческая классическая философия связана с именами Сократа, Платона, Аристотеля.
Эти мыслители в центре своей философии поставили не проблемы возникновения мира, а проблему познания, которая включает в себя 3 вопроса:
кто познает (субъект познания);
что познает (объект познания);
как познает (метод познания).
Начиная с Сократа, философия стала обращаться к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и счастья.
Тем самым произошел антропологический переворот, т. е. переориентация философии с темы природы на тему человека.
Человек рассматривался как существо общественное и нравственное.
Сократ подчеркивал, что для того, что бы ориентироваться в окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен познать этот мир и самого себя («познай самого себя»).
Ученик Сократа Платон создал одну из первых систем объективного идеализма, которая в дальнейшем стала важнейшим источником возникновения христианства.
В этой системе особое внимание Платон уделял процессу познания, в котором недооценивал роль ощущений.
Согласно Платону, познание представляет собой воспоминание человеческой души.
Ученик Платона Аристотель подверг критике теорию об идеях («Платон мне друг, но истина дороже»),
Подчеркивая роль души в человеке, Аристотель рассматривал человека, как существо общественное, т. к. вне общества человек уподобляется животному.
В связи с разложением рабовладельческого строя на рубеже новой эры начинается упадок античной философии.
Философия средних веков.
Средние века 5 – 15 в.в. были длительной эпохой господства христианства в Европе.
Философия и религия в то время оказались настолько связаны, что философию определяли как «служанку богословия».
Особенность философии средневековья касается социальных условий, в которых жили эти философы.
Религией и церковью определялись способы поведения людей, обряды, религиозный культ, вводился особый религиозный язык, включавший множество терминов.
Поддерживались определенные моральные установки, религиозные чувства страха, доверия и любви к богу.
Были сформированы определенные взгляды на мир и место человека в нем.
В общественном сознании господствовал теоцентризм, утвердивший, что окружающий мир создан богом.
Человек рассматривался как тварное существо, созданное по образу и подобию Бога.
Значительную часть содержания философии обосновывала теология (богословие), пытавшаяся обосновать христианские догматы о существовании Бога, ангелов, бессмертия души и т. д.
В центре внимания философии средневековья находилась проблема бога, выступавшего в качестве главного объекта христианской веры.
У средневековой философии было своеобразное учение о человеке.
Человек представляет собой часть божественной организации, он не только подобен Богу, но и создан им.
Природа человека двойственна, т.е. в нем есть душа и тело.
Философией средневековья была создана оригинальная теория познания.
Ее особенности вытекали из содержания христианской религии, включающей в себя:
совместимость догматов и установок, регулирующих отношение человека с Богом, ангелами, святыми.
Совместимость утверждений, обосновавших картину мира и места человека в нем.
Суть теории познания сводилась к тому, что истинными положениями являлись не только те, которые изучены наукой, но и те, которые приняты на веру.
Философия средневековья делится на 2 этапа:
раннее средневековье (5 – 11 в.в.) для которого характерно направление патристики;
позднее средневековье (11 – 15 в.в.) для которого характерно направление схоластики.
В период раннего средневековья происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии.
Крупнейшим философом этого периода является Аврелий Августин.
Его заслуга состоит в том, что она разработал основы христианской философии, которые действовали на протяжение всего средневековья.
Огромной популярностью пользовалось его произведение «О граде Божьем». В центре внимания этого произведения находится проблема исторического прогресса и человеческой личности.
Главная способность человека – это способность верить в Бога.
Человеку дан разум, с помощью которого он способен познавать природу и общество, однако, разумеется, не способен найти истину.
Период позднего средневековья связан с возникновением схоластики (от греческого слова «схола» - школа, школьная философия).
Своими рассуждениями и аргументами схоластика стремилась обосновать содержание библейских догм и согласовать союз религии и науки.
Наиболее ярким представителем этого периода являлся философ и богослов Фома Аквинский.
Он предпринимает попытку соединить религию и науку, веру и разум человека.
В результате им была создана система, согласно которой человек познает Бога не только верой, но и умом.
Философия средневековья стремилась изучить духовный мир человека и помочь людям приобщиться к Богу.
В рамках этой философии развивались такие науки как: логика, диалектика, методы познания и самопознания.

Приложенные файлы

  • docx 15816676
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий