Программа по ФГТ фортепиано для духовиков


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»








Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО






ПРОЕКТ

примерной программы

по учебному предмету


ПО.01.
УП.03.ФОРТЕПИАНО






Москва 2012




2


Структура программы учебного предмета


I
.

Пояснительная записка









-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-

Срок реализации учебного предмета;

-

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-

Цели и задачи учебного предмета;

-

Обоснование структуры программы учебного предмета;

-

Методы обучения;

-

Описание материально
-
технических условий реализации учебного предмета;


II
.

Содержание учебного предмета








-

Сведения о затратах учебного времени;

-

Годовые требования по классам;


III
.


Требования к уровню подготовки обучающихся





IV
.


Формы и методы контроля, система оценок






-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-

Контрольные требования на разных этапах обучения;

-

Критерии оценки;


V
.

Методическое обеспечение учебного процесса





-

Методические рекомендации
преподавателям
;

-

Методические р
екомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
;


VI
.


Списки рекомендуемой нотной и методической литературы



-

Список рекомендуемой нотной литературы;

-

Список рекоме
ндуемой методической литературы.









3




I.

Пояснительная записка


1.

Характеристика учебного предмета, его место и
роль в
образовательном процессе

Программа учебного предмета

«
Фортепиано
» ра
зработана на основе и
с уче
том

ф
едеральных государственны
х требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам

в области
музыкального искусства «
Струнные инструменты»
,

«Духовые и ударные
инструменты»
.

Учебный предмет "
Фортепиано
" направлен на приобретение детьми
знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
получение ими
художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно
-

нравственное развитие ученика.

Уче
бный предмет «Фортепиано»
расширяет представления учащихся об
исполнительском искусстве
,
формирует специальные исполнительские умения

и навыки
.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную
грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами
аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в
школе, дети приобретают опыт творческой деяте
льности, знакомятся с
высшими достижениями мировой музыкальной культуры.


Предмет «Фортепиано» наряду с другими
предметами

учебного плана
является одним из звеньев музыкального воспитания
и предпрофессиональной
подготовки
учащихся
-
инструменталистов
. Форт
епиано является базовым
инструментом для изучения теоретических
предметов
, поэтому для успешного
обучения
в детской школе искусств

обучающимся на струнном
отделении и
отделении духовых и ударных инструментов
, необходим курс ознакомления с
этим дополнитель
ным инструментом.

4





2.

Срок реализации учебного предмета


В соответствии с ФГ
Т

р
екомендуемый с
рок реализации учебного
предмета для 8
-
летнего обучения

предпрофессиональной программы
«Струнные инструменты»

составляет

6

лет

(с 3

по 8 класс),

для 8
-
летнего
обучения
по предпрофессиональной программе «Духовые и ударные
инструменты»

-

5 лет

(с 4 по 8 класс), для 5
-
летнего обучения

-

4 года

(со

2

по 5

класс
).



3.

О
бъем учебного времени
,

предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения
на реализаци
ю учебного предмета
«Фортепиано»


На освоение предмета «Фортепиано»
по учебному плану предлагается

1
час аудиторных занятий в неде
лю для учащихся струнного отделения, для
учащихся отделения духовых и ударных инструментов

-

0,5 часа в неделю
, в

выпускном классе


1 час в неделю
.

Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную
самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома
фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в
соответствии с рекомендациями пе
дагога, быть регулярной и систематической,
контролироваться на каждом уроке
.


На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет
обучения.











Таблица 1


Струнные

инструмент
ы

(8 лет)

Д
уховые и
ударные

инструмент
ы

(8 лет)

Духовы
е
и
ударные

инструмент
ы

(5 лет)

Срок обучения


6 лет

5 лет

4 года

5


Максимальная учебная
нагрузка

(в часах)

594

429

346,5

Количество часов на
аудиторные занятия

198


99

82,5

Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную
)
работу

396


330

264



4.

Форма проведения
учебных
аудиторных занятий

-

индивидуальная,

рекомендуемая продолжительность
урок
а
-

45 минут.


Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
его музыкальные возможности,
трудоспособность, эмоционально
-
психологические особенности.

5.

Цель

и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель
:

развитие музыкально
-
творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им
базовых
знаний, умений и навыков

в области
фортепианного исполнительства
.

Задачи:



р
азвитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального

кругозора, а также воспитание в нем любви к классической
музыке и музыкальному творчеству;



владение основными видами фортепианной техники для создания
художественного образа, соот
ветствующего замыслу а
втора музыкального
произведения
;



формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на
фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;

овладение
основными видами штрихов

-

non

legato
,
legato
,
staccato
;



развитие му
зыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,
музыкальности, эмоциональности;

6




овладение основами музыкальной грамоты
, необходимыми для
владения инструментом фортепиано в
рамках программных требований
;



обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным
материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;



владение
средствами
музыкальной
выразительности:
звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;



приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
музицированию.

6.

Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры про
граммы являются ФГТ,
отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.


Программа со
держит

следующи
е разделы:



сведения о затратах учебного времени,
предусмотренного на освоение

учебного предмета;



распределение учебного материала по годам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки обучающихся;



формы и методы контроля, система оценок;



методическое обеспечен
ие учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы
"Содержание учебного предмета".

7.

Методы обучения

При работе с учащимся педагог
использу
е
т
следующие методы:



словесные

(
объяснение, беседа, рассказ);



наглядно
-
слуховой метод

(показ с демонстрацией пианистических
приемов,

наблюдение);



эмоциональный

(подбор ассоциаций, образ
ных сравнений
);



практические

методы обучения

(работа
на инструменте
над

7


упражнениями
,
чтением с листа, исполнением
музыкальных
произведений)
.

8.

Описание материально
-
технических условий реализации
учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы
следующие условия:
класс

(не менее 6
кв.м
) для индивидуальных занятий с наличием инструмента
«
фортепиано
»
, а также
доступ к нотному и методическому материалу

(
наличие
нотной библиотеки)
.

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны
быть настроены
.


II
.

Содержание учебного предм
ета


1.

Сведения о затратах учебного времени
,

предусмотренного на
освоение учебного предмета «
Фортепиано
», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:




Таблица 2


Классы:


1

2

3

4

5

6

7

8


Продолжительность

учебных
занятий

(в неделях)


8
-
летнее
обучение

(струнные

инструменты
)

-

-

33

33

33

33

33

33

8
-
летнее
обучение

(
духовые и
ударные
инструменты
)

-

-

-

33

33

33

33

33

5
-
летнее
обучение

(
духовые и
ударные
-

33

33

33

33




8


инструменты
)


Количество часов
на
аудиторные
занятия

(в неделю)


8
-
летнее
обучение

(струнные

инструменты
)

-

-

1

1

1

1

1

1

8
-
летнее
обучение

(
духовые и
ударные
инструменты
)

-

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1

5
-
летнее
обучение

(
духовые и
ударные
инструменты
)














(отдел
духовых и
ударных
инструментов)

-

0,5

0,5

0,5

1





Количество часов
на внеаудиторные
занятия

(в неделю)


8
-
летнее
обучение

(струнные

инструменты
)

-

-

2

2

2

2

2

2

8
-
летнее
обучение

(
духовые и
ударные
инструменты
)

-

-

-

2

2

2

2

2

5
-
летнее
обучение

(
духовые и
ударные
инструменты
)

-

2

2

2

2






Аудиторная нагрузка по учебному предмету
«Фортепиано»
распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ
.


Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций,

методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.

Виды внеаудиторной работы:

9


-

выполнение дом
ашнего задания;

-

посещение учреждений культуры (филармоний, театров,
концертных залов и др.);

-

участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно
-
просветительской деятельности образовательного учреждения и
др.

Учеб
ный материал распределяется по годам обучения


классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.


2.

Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано»
расп
ределяется по годам обучения

(классам) в соответствии с дидактическими
зад
ачами, стоящими перед педагогом
.

Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для учащихся
струнн
ых

отдел
ений

и отдел
ений

духовых и ударных инструментов
рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования
представлены в данной программе по годам обучения.



Первый год обучения

соответствует
:

3 классу струнного отдел
ения

для 8
-
летнего обучения,

4 классу о
тдел
ения

духовых и ударных инструментов для 8
-
летнего
обучения,

2 классу для учащихся на отделе
нии

духовых и ударных инструментов по
5
-
летнему обучению.

Второй год обучения

соответствует
:


4 классу стр
унного

отд
еления
8
-
летнего обучения,


5 классу
отделения
дух
овых и ударных инструментов

8
-
летнего обучения,


10


3 классу
отделения
дух
овых и ударных инструментов

5
-
летнего
обучения.

Третий год обучения

соответствует
:


5 класс
у

стр
унного

отд
еления
8
-
летнего обучения,

6 класс
у

отделения
духового и ударн
ых

ин
с
т
рументов

8
-
летне
го

обучени
я
,

4 класс
у

отдел
ения

духовых и ударных инструментов 5
-
летнего обучения.

Четвертый год обучения

соответствует
:


6 классу стр
унного

отд
еления

8
-
летнего об
учения
,

7 классу
отделения
духов
ых и
ударн
ых инст
рументов

8
-
летне
го

об
учени
я
,


5 классу
отделения
дух
овых и ударных инструментов

5
-
летне
го

обучени
я
.

Пятый год обучения

соответствует
:


7 класс
у

струнного отдел
ения

8
-
летнего обучения,


8 класс
у

отделения духовых и ударных инструментов

8
-
летнего обучения.

Шестой год обучения

соответствует
:

8 классу струнного отдел
ения

8
-
летне
го

обучени
я
.


1 год обучения


Ознакомление с инструментом «фортепиано»,

основными приемами
игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной
грамотой, муз
ыкальными

терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок,
песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов
звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Разучивание в течени
е

года 10
-
12 раз
нохарактерных произведений из
"
Школы игры
на фортепиано" под ред. Ник
олаева, или Хрестоматии для 1

класса
(
сост.
Б.
Милич
)

и других сборников для 1
-
го года
обучения

игре
на
ф
ортепиано
.

Чтение с листа отдельн
о каждой рукой

легкого нотного текста.

11


Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, стр
оение
тонического трезвучия. Знание понятий "квинтовый круг", "лад",
"тональность".

Г
аммы До, Соль, Ре, Ля, Ми
-
мажор отдельно каждой рукой на одну
октаву. Аккорд

-

тоническое трезвучие

-

отдельн
о каждой рукой
.


За год учащийся должен выступить два раза на

академических вечерах в
конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома,

а также по
результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.


Примерные репертуарные списки


Пьесы полифонического склада

Бах И.С.


«Нотная тетрадь Анны Магдалины
Бах
»

(
по выбору)

Корелли А.


Сарабанда ре минор

Моцарт В.


Менуэт фа мажор

Моцарт Л.


Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г.


Ария

Скарлатти Д.

Ария

Этюды

Гнесина Е.


"Фортепианная азбука"



"Мале
нькие этюды для начинающих"

Лешгорн А.

"Избранные этюды для начинающих" соч.65

Школа игры на фортепиано
под общ.
ред.

А.
Николаев
а
: э
тюды

Пьесы

Гречанинов А.

Соч.98: "
В разлуке", "Мазурка"

Гедике А.


Танец

Глинка М.


Полька

Кабалевский Д.

"Клоуны",

"Маленькая полька"

Майкапар А.

Соч.28
:

"Бирюльки",

"В садике", "Пастушок",

12



"Мотылек"

Хачатурян А.

Андантино

Штейбельт Д.

Адажио


П
римеры переводных программ

Вариант 1

Ансамбль


С
.

Прокофьев «
Болтунья
»

Старокадомский
М.
«
Веселые путешественники
»

Польская нар
.

песня

«Висла»

Вариант 2

Ансамбль
-

"Здравствуй, гостья зима"

Гнесина
Е.
Этюд

Майкапар

А.
«
В садике
»



2 год обучения


Продолжение работы

над совершенствованием технических приемов
игры на фортепиано,
звукоизвлечением. Работа над упражнениями,
формирующими правильные игровые навыки.
Ч
тение с листа
.


Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по
результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях
проводится пр
омежуточная аттестация в виде контрольного урока
или зачета с
оценкой, проводимого

в присутствии комиссии.

За год учащийся должен изучить:

4
этюда
,

4 разнохарактерные пьесы
,

2
-
3 произведения полифонического стиля
,

1
-
2 ансамбля
,


гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми
-
мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды,
арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.

13



Примерные репертуарные списки


Прои
зведения полифонического склада


«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред.
А.
Николаева):

Арман
Ж.



Пьеса ля минор

Аглинцова

Е.



Русская песня

Кригер
И.



Менуэт

Курочкин

Д.


Пьеса

Левидова

Д.


Пьеса

Бах
И.С.



Полонез соль минор; Б
урре

Моцарт

Л.




Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель

Г.Ф.


Менуэт ре минор

Гедике

А.




Ригодон

Телеман

Г.Ф.


Гавот

Этюды

Гедике
А.



40 мелодических
этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина
Е
.



Фортепианная азбука

Беркович
И.


Этюд Ф
а мажор

Гурлит
М.



Этюд ля минор

Майкапар

А.


Этюд ля минор

Лекуппэ
Ф.



Этюд Д
о мажор

Черни
-
Гермер



Этюды №№ 1
-
15 (1 тетр.)

Шитте

Л.



Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Пьесы

Беркович

И.


25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн

Й.



Анданте С
оль мажор

Гедике

А.



Русская песня, соч. 36

Григ

Э.



Вальс ля минор, соч. 12

14


Майкапар

А.


«Пастушок», «В садике», соч. 28

Руббах

А.



«Воробей»

Фрид

Г.



«Грустно»

Чайковский

П.



«Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович

Д.


Марш

Ш
тейбельт

Д.



Адажио

Ансамбли в 4 руки

Бизе

Ж.



Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка

М.



Хор «Славься»

Металлиди


Ж.


«Дом с колокольчиком»

Шаинский

В
.


«Пусть бегут неуклюже»


Примеры
переводных программ

Вариант 1

Гедике

А.


Этюд ля минор

Левидова

Д.

Пьеса

Руббах

А.


«Воробей»

Вариант 2

Шитте

Л.


Этюд соч. 108 № 17

Гендель

Г.Ф.

Менуэт ре минор

Чайковский

П.

«В церкви»


3 год обучения


Начиная с 3 года обучения
,

необходимо приступить к освоению педали,
включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым
элементом
выразительного исполнения
(
П.
Чайковский «Болезнь куклы»,
А.
Гречанинов «Грустная песенка» и
др.).

Начиная с 3 класса

и
зменения
в содержании

учебных занятий
касаются

усложнения из
учаемого музыкального материала

и повышени
я

требований к
15


качеству исполнения.

Продолжается работа над формированием навыков
чтения с листа.

За год учащийся должен освоить:

4 этюда
,

4 разнохарактерные пьесы
,

2 полифони
ческих произведения
,

1 часть произведения крупной формы
,

1
-
2 ансамбля
,

гаммы ля, ре, ми, соль, до
-
минор, аккорды и арпеджио к ним двумя
руками в 2 октавы.


Примерные репертуарные списки

Прои
зведения полифонического склада

Арнэ

Т.



Полифонический эскиз

Бах

Ф.Э.



Маленькая фантазия

Бах

И.С.



Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:






До мажор, ре минор, Ф
а мажор;






Полонез соль минор, Ария ре минор,


Менуэт ре минор

Бём

Г.



Менуэт

Гед
ике

А.



Фугетты соч. 36
: До
мажор, С
оль мажор

Гендель

Г.Ф


Ария

Пёрселл

Г.



Сарабанда

Моцарт

Л.



12 пьес под ред. Кувшинникова:


сарабанда ре мажор, менуэты ре мажор
,
ре минор

Сен
-
Люк

Ж.


Бурре

Чюрленис

М.


Фугетта

Этюды

Бертини

А.



Этюд С
ол
ь мажор

16


Гедике

А.



40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике

А.



Соч. 58.
«
Ровность и беглость
»

Лешгорн

А.


Соч. 65, №№ 4
-
8,11,12,15

Лемуан

А.



Этюды соч.37




1,2

Черни
-
Гермер


1 тетрадь: №№ 7
-
28; 2 тетрадь:

№№ 1,2

Шитте

Л.



Соч. 108:

№№ 14
-
19

Крупная форма

Диабелли

А.


Сонатина

Кулау

Ф.



Сонатина Д
о мажор

Моцарт

В.



Сонатина Д
о мажор № 1, 1 ч.

Пьесы

Александров

Ан.


6 пьес: «Когда я был маленьким»

Тюрк


Д.Г.



Песенка

Гедике

А.



Русская песня

Александров

А.


Новогодняя полька

Гайдн

Й.



Анданте

Волков

В.



30 пьес для фортепиано: «По волнам
», "Вечер",


"Песня"

Гедике

А.



Соч. 36:

№№ 21,23,31

Гречанинов


А.


«На лужайке», Вальс

Григ

Э.



Вальс ми минор

Дварионас

Б.


Прелюдия

Лоншан
-
Друш
кевич

К.


Полька

Моцарт

В.



14 пьес:

№ 8

Майкапар

А.


Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов

Г.


«Ласковая просьба»

Сигмейстер


Э.


Блюз

Чайковский

П.


Марш деревянных солдатиков

17


Шуман

Р.



Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»

Ансамбли в 4 руки

Векерлен

Ж.Б.


Пастораль

Бетховен

Л.


Афинские развалины

Моцарт

В.



Менуэт из оперы «Дон
-
Жуан»

Шуберт

Ф.



Немецкий танец

Чайковский

П.


Танец феи Драже

Моцарт

В.



Ария Папагено


Примеры
переводных программ

Вариант 1

Черни
-
Гермер

Этюд, 1 тетрадь, № 21

Бём

Г.


Менуэт

Дварионас

Б.

Прелюдия

Вариант 2

Лешгорн

А.

Этюд соч. 65 № 11

Перселл

Г.


Ария

Чайковский

П.

Детский альбом: Полька



4 год обучения

Годовые требования:

4
-
5 этюдов
,

2
-
3 пьесы
,

2 полифонических произведения
,

1 часть крупной формы
,

1
-
2 ансамбля
,

продолжение формирования навыков чтения

с листа
,

гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к
18


ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.


Примерные репертуарные списки


Прои
зведения полифонического склада


Арм
ан

Ж.



Фугетта

Бах

И.С.



Нотная тетрадь Анны
-
Магдалены Бах;






Маленькие прелюдии до минор, ми минор

Бах

Ф.Э.



Анданте

Рамо

Ж.



Менуэт в форме рондо

Гендель

Г.



3 менуэта

Кирнбергер


И.Ф.


Сарабанда

Корелли

А.



Сарабанда

Скарлатти

Д.


Ария
ре минор

Циполи

Д.



Фугетта

Перселл

Г.



Ария,

Менуэт С
оль маж
ор

Гедике

А.



Инвенция ре минор

Этюды

Гурлит

К.



Этюд Л
я мажор

Гедике

А.



Этюд ми минор

Шитте

Л.



Этюды соч.160
:
№10,14,15,18

Геллер

С.


Этюды


Гнесина

Е.



Маленький этюд на трели

Гозенпуд

М.


«
Игра
»


узыкальный альбом для фортепиано,


вып.1, сост. Руббах)

Лешгор
н

А.


Соч. 65

Лемуан

А.



Соч. 37:

№№ 10
-
13, 20

Черни
-
Гермер


1 тетрадь
:

№№ 20
-
29, 30
-
35

19


Крупная форма

Андрэ

А.



Сонатина С
оль мажор

Бенда


Я
.



Сонатина ля минор

Вебер

К.



Сон
атина Д
о мажор

Бетховен

Л.


Сонатина С
оль мажор, 1, 2
ч.

Кулау

А.



Сонатина № 4

Клементи

М.


Сонатины До

мажор, Фа мажор

Моцарт

В.



Сонатина Ля мажор, С
и
-
бемоль мажор

Мюллер

А.



Сонатина, 1 ч.

Плейель

Р.



Сонатина

Моцарт

В.



Легкие вариации

Кикта

В.



"
Вариации на старинную украинскую
песню"

Пьесы

Алябьев

А.



Пьеса соль минор

Мясковский

Н.


«
Беззаботная песенка
»

Дварионас

Б.


Прелюдия

Гедике

А.



Скерцо

Гречанинов

А.


Соч. 98, № 1

Лядов

А.



Колыбельная

Кюи

Ц.



«Испанские марионетки»

Кабалевский

Д.


Токкатина

Майкапар

А.


«Мимолетное видение»,

«
Пастушок»,

«
Мотылек»

Моцарт

В.



Аллегретто С
и
-
бемоль мажор

Николаева

Т.


Детский альбом: Сказочка

Питерсон

О.


«
Зимний блюз
»

Роули

А.



«Акробаты»

Чайковский

П.


Детский
альбом: «Болезнь куклы»,
Итальянская


полька

20


Шуман

Р.



«Первая утрата»,

«
Смелый наездник»

Хачатурян

А.


Андантино

Ансамбли в 4 руки

Бетховен

Л.


Немецкие танцы (в 4 руки)

Беркович

И.


Соч. 90: фортепианные ансамбли

Металлиди


Ж.


Цикл пьес в 4 руки

Чайковский

П.


50
русских народных песен в 4 руки:

№№ 1,2,6

Шмитц

М.



«Веселый разговор»


Примеры
переводных

программ

Вариант 1

Лемуан

А.


Этюд соч. 37, № 10

Моцарт

В.


Аллегретто

Алябьев

А.


Пьеса соль минор

Вариант 2

Черни
-
Гермер

1 тетрадь:

№ 29

Бах

И.С.


Маленькая прелюдия ля минор №12

Моцарт

В.


Сонатина С
и
-
бемоль мажор



5 год обучения


Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к
участию в публич
н
ых выступлениях, концертах класса и отдела, что
способствует развитию их творческих возможностей, более свободному
владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

Годовые требования:

4
-
5 этюдов
,

2
-
4 разнохарактерные пьесы
,

2 полифонических произведения
,

21


1
-
2 части крупной формы
,

1
-
2 анса
мбля или аккомпанемента
,

чтение с листа
,

мажорные гаммы от черных клавиш, к ним
-

аккорды и арпеджио на 2
октавы.


Примерные репертуарные списки


Произведения полифонического склада

Бах

И.С.



Маленькая прелюдия ля минор,

Ф
а мажор

Бах

И.С.



Менуэты С
о
ль
мажор
,

до минор

Гедике

А.



Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор

Гольденвейзер

А.


Соч. 11: фугетты М
и мажор, ми минор

Гендель

Г.



Сарабанда с вариациями,

Фугетта

Кригер

И.




Сарабанда (сб. «Избранные произведения



композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост.


Кувшинников)

Маттезон

И.


Ария, Менуэт

Моцарт

В.



Контрданс

Перселл

Г.



Танец, Менуэт, Вольта

Павлюченко

С.


Фугетта ми минор

Циполи

Д.



Сарабанда из сюиты № 2,
Менуэт из сюиты № 4

Рамо

Ж.Ф.



Менуэт

Этюды

Гедике

А.



Соч. 47

№№ 10
-
16, 18,21,26





Соч. 58

№№ 13,18,20

Беренс

Г.



Соч.100

№4

Геллер

С.



Соч.47

№12,13

Дювернуа

Ж.


Соч.176

№43,44

22


Лак

Т.



Соч. 172

№№ 5
-
8

Лемуан

А.



Соч. 37

№№ 20,

23,

35,

39

Лешгорн

А.


Соч. 65,

2 тетрадь (по выбору)

Черни
-
Гермер


1 тетрадь:

№№ 30,

32,

34
-
36,

38,

42,

43

Шитте

Л.



Соч. 68

№№ 2,

3,

6,

9


Крупная форма

Бетховен

Л.


Сонатина Фа мажор, 1, 2
ч
.

Гедике

А.



Тема с вариациями, соч. 46

Диабелли

А.


Сонатина №
1; Р
ондо, соч. 151

Кабалевский

Д.


Сонатина ля минор, соч. 27





Сонатина До мажор, 2,3 ч
., соч. 36

Моцарт

В.



С
онатина Ф
а мажор, 1 ч.

Мелартин

Э.


Сонатина соль минор

Шума
н

Р.



Детская сонатина

Чимароза

А.


Сонатины ре минор, ля минор

Кулау

Ф.



Сонатина До маж
ор
,

соч.55 №3:

1, 2 ч.

Пьесы

Бетховен

Л.


Экос
езы Ми
-
бемоль мажор, Соль мажор


Тирольская песня, соч. 107

Гайдн

Й.



Менуэт С
оль мажор

Григ

Э.



Соч. 12:
«
Родная песня
»
,
«
Песня сторожа
»

Мендельсон

Ф.


Песни без слов:

№ 7

Шопен

Ф.



Кантабиле

Шуман

Р.



Альбом для юношества: Сицилийская песенка

Чайковский

П.


Детский альбом: «Новая кукла», Полька, Вальс

Парцхаладзе
М.


«Осень», «
Танец», «Колокольчики»

Слонов

Ю.



Скерцино

23


Гречанинов


А.


С
оч. 123:
«
Грустная песенка
»

Косенко

В.



Соч. 15: Вальс, Пастораль

Майкапар

А.


Соч. 8: Мелодия





Соч. 28: Колыбельная

Прокофьев

С.


Соч. 65:
«
Сказочка
»
,
«
Дождь и радуга
»
,
«
Вечер
»


Ансамбли в 4 руки

Балакирев

М.


30
русских народных
песен в 4 руки:

«Калинушка


с малинушкой»

Мартини

Дж.


Гавот (перел. Гехтмана)

Шуман

Р.



«О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный


альбом для фортепиано, 1 вып., сост.
А.
Руббах
)

Шуберт

Ф.



Дв
а вальса Л
я
-
бемоль мажор (переложение
в 4


руки)

Шуберт

Ф.



Лендлер

Чайковский

П.


«Не бушуйте, ветры буйные»


Примеры
переводных
программ

Вариант 1

Гедике

А.


Этюд соч. 47, № 15

Циполи

Д.


Менуэт из
сюиты № 4

Чимароза Д.

Сонатина ре минор

Вариант 2

Лемуан

А.


Этюд соч. 37, № 35

Гольденвейзер

А.

Соч. 11: фугетта ми минор

Кулау

Ф.


Сонатина соч.55 №3:

2

ч.



24


6

год обучения


Годовые требования:

4
-
5 этюдов
,

2
-
3 пьесы
,

2 полифонических произведения
,

1
-
2
части крупной формы
,

1
-
2 ансамбля или аккомпанемента
,

чтение с листа
,

мажорные и минорные гаммы от черных клавиш, аккорды и арпеджио к
ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками
.


Примерные репертуарные списки


Произ
ведения полифонического склада

Бах И.С.



Маленькие прелюдии, ч.2: Д
о мажор, ре минор,


Р
е мажор
,
Французские сюиты:
до минор (м
енуэт),



си минор (менуэт)

Майкапар

А.



Соч. 28: Прелюдия и фугетта

до
-
диез минор

Мясковский

Н.


Соч. 43: «Элегическое настроение», канон



«Маленький дуэт»,


2
-
голосная фуга ре минор

Люлли

Ж.Б.


Жига («Библиотека юного пианиста, средние




классы ДМШ», сост.
Б.
Милич)

Перселл

Г.



Прелюдия Д
о мажор (там же)

Скарлатти

Д.


Менуэт (там же)

Циполи Д.



Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз», вып. 1,


сост. Самонов, Смоляков)

Барток

Б.



Менуэт

Этюды

Беренс

Г.



Избранные этюды, соч. 61, 88, №№ 1
-
3, 5
-
7

25


Бертини

А.



28

избранных этюдов, соч. 29 и 32:

№№ 4
-
9

Гедике

А.



10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8





Соч. 47:

№№ 20
-
26

Лешгорн

А.


Соч. 65, 3 тетрадь;

Соч. 66:

№№ 1
-
4

Черни
-
Гермер


2 т
етрадь:

№№ 6
-
12

Крупная форма

Бетховен

Л.


Сонатины Ми
-
бемоль мажор, фа минор, 1 ч.

Вебер

К.М.



Сонатина Д
о мажор

Гайдн

Й.



Соната С
оль мажор № 11:

1 ч.

Клементи

М.


Сонатины Соль мажор, Ф
а мажор

Кулау

Ф.



Сонатины №№ 1,4, соч. 55

Чимароза

Д.


Соната
соль минор

Кабалевский

Д.


Вариации

на русскую тему соч.51

№1

Моцарт

В.



Сонатина

№5 фа маж
ор
:

1 ч.

Беркович

И.


Вариации на украинские темы

Пьесы

Бетховен

Л.


7 народных танцев:

А
леманда Л
я мажор,







Б
агатель
,

соч.119

№1

Григ

Э.



Ариетта,
«
Народн
ая мелодия
»
, соч. 12

Глиэр

Р.



Колыбельная

Грибоедов

А.


2 Вальса

Моцарт

В.



Контрданс С
и
-
бемоль маж
ор
,

Д
о мажор

Косенко

В.



Скерцино, соч. 15

Пахульский

Г.


«
В мечтах
»

Питерсон

О.


«Волна за волной»

Прокофьев

С.


Соч. 65: «Ходит месяц над лугами»,
«Прогулка»

Чайковский

П.


Соч. 39: «Утреннее размышление»





Соч. 39: Мазурка, Русская песня

26


Шуман

Р.



Соч. 68: Маленький романс, Северная песня,


Песенка жнецов, Пьеса Ф
а мажор,

Всадник,






Сицилийская песенка

Ансамб
ли в 4 руки

Аренский

А.


6 пьес в 4 руки, соч. 34:
«
Кукушечка
»
,
«
Сказка
»

Глиэр

Р.



Менуэт, соч. 38

Кюи

Ц.



«У ручья»

Гершвин

Дж.


Колыбе
льная из оперы «Порги и Бесс»


(
перел. в 4 руки)

Рахманинов

С.



«
Сирень»

Шуберт
Ф.



Экосезы в 4 руки
,

соч.33

Глиэр

Р.



Мазурка
,

соч
.

38

Вебер

К.М.



6 легких

пьес в 4 руки


Примеры программ

итогового зачета

Вариант 1

Беренс

Г.


Этюд соч. 61 и 88, № 3

Бах

И.С.


Маленькая прелюдия Д
о мажор (ч.2)

Вебер

К.
М.


Сонатина Д
о мажор, 1 ч.

Косенко

В.


Скерцино, соч. 15

Вариант 2

Лешгорн

А.

Этюд соч. 66, № 4

Мясковский

Н.

2
-
голосная фуга ре минор

Гайдн

Й.


Соната С
оль
мажор № 11, 1 ч.

Питерсон

О.

«Волна за волной»



III
.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
27


программы учебного предмета «
Фортепиано
»

и включает следующие
знания, умения, навыки
:




знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;



знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;



владение основными видами ф
ортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соо
тветствующий авторскому замыслу;



знания музыкальной терминологии;



умения технически грамотно исполнять произведения разной
степ
ени
трудности на фортепиано;



умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано
несло
жного музыкального произведения;




умения использовать теоретические знан
ия при
игре

на фортепиано;



навыки

публичных выступлений на концертах, академических
вечерах, открытых уроках и т.п.
;



навыки

чтения с лис
та легкого музыкального текста;



навыки (первоначальные
) игры в фортепианно
м или
смешанном
инструментальном ансамбле;



первичные навыки

в области теоретиче
ского анализа исполняемых
произведени
й.






IV
.

Формы и методы контроля, система оценок

1.

Аттестация
: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя
28


текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию

обучающихся.

Текущий контроль

направлен на

поддержание учебной дисциплины,

на
ответственную
подготовку домаш
н
его задания, правильную организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер.

Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,
отражая
в оценках

достижения

ученика
, темпы
его
продвижения в освоении
материала, качество выполнения заданий и т. п.

Одной из форм текущего
контроля может стать контрольный урок без присутст
вия комиссии.

На
основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные
выступления

на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная
отметка. Текущая аттестация

проводится за счет времени аудиторных занятий
на всем протяжении обучения.



Промежуточная аттестация

проводится в конце каждого полугодия
также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения
-

контрольный урок,
зачет

с приглашением комиссии и выставлением оценки
.

Обязательным
условием является методическое обсуждение результа
тов выступления
ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер,
отмечать успехи и перспективы развития ребенка.

Промежуточная аттестация
отражает результаты работы ученика за
данный

период времени
, определяет
степень успешности развити
я учащегося на данном этапе обучения
.
Концертные публичные выступл
ения также могут быть засчитаны

как
промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется
оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник
учащегося.


Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,
включая участие в концертах, конкурсах.

На зачетах и контрольных уроках в
течени
е

г
ода должны быть представлены различ
ные формы
исполняемых
произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений
29


крупных форм.


На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а
также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка
навыков чтения с листа нетрудного нот
ного текста, а также проверка
исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными
требованиями.


2.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы
и средства
контроля, позволяющие оце
нить
приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения


По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5
(«отлично»)

предусматривает исполнение программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми техническими приемами, штрихами;
хорошее звукоизвлечение, понимание стиля
исполняемого произведени
я; испо
льзование
художественно

оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное
исполнение с наличием мелких технических
недочетов, небо
льшое несоответствие темпа,
30


неполное донесение образа исполняемого
произведения

3
(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста, технические ошибки, характер произведения
не выявлен

2
(«неудовлетвор
ительно
»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение
навыками игры на инструменте, подразумевающее
плохую посещаемость занятий и слабую
самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть допо
лнена системой «+» и «
-
», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпуск
никами знаний, умений и навыков
.


В критерии оценки уровня исполнения должны
входить следующие
составляющие:


-

техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;


-

художественная трактовка произведения;


-

стабильность исполнения;


-

выразительность исполнения.

Текущий
и промежуточный
контроль знаний,
умений и
навыков
учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

31



V
.


Методическое обеспечение учебного процесса

1.

Методические рекомендации
преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы
контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение,
варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их
методическими
установками
,

а также с возможностями и способностям
и конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар
может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных
выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если по
зволяет
время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или
ознакомления с новым произведением.

В течение

учебного года успешно
занимающиеся

учащиеся имеют
возможность
выступать
на классных и отчетных концертах (1
-
2 за учебный
год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы


индивидуальный урок с преподавателем. Он включает
совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, п
роверку
домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей
самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших
результатов

в освоении учебного предмет
а
.
Содержание

урока зависит от
конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и п
реподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с
показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.
Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука,
развитием чувства ритма, средствами вы
разительности.

Работа с учащимся

включает
:



решение технических учебных задач

-

координация рук, пальцев,
32


наработка аппликатурных и позиционных навыков
,
освоение приемов
педализации
;



работа над приемами звукоизвлечения;



тренировка художественно
-
исполнител
ьских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;



формирование

теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами

и др.
;



разъяснение учащемуся
принципов оптимально продуктивной
самостоятельной работы над музыкальным
произведением.


В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться
основных принципов обучения: последовательности, постепенности,
доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно
учитывать индивидуальные особенности учаще
гося, степень его музыкальных
способностей и уровень его подготовки на данном этапе.


Важнейшим фактором, способствующим правильной организации
учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и
успешному развитию музыкально
-
исполнительских

данных учащегося является
планирование учебной работы и продуманный
подбор

репертуара. Основная
форма планирования

-

составление
преподавателем
индивидуального плана

на
каждого ученика


в начале учебного года и в начале второго полугодия.
В
индивидуальный

план включаются разнохарактерные по форме и содержанию
произведения русской и зарубежной классичес
кой и современной музыки

с
учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся
оркестровых
отделений
.


В работе педагогу необходимо использовать

произведения различных
эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора
ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству.

Основной
принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать
33


возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных
произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы
и исполнительские задачи, с прохожде
нием большого числа довольно

легких
произведений, доступных для быстрого разучива
ния, закрепляющих усвоенные
навыки и доставляющие удовольствие
в процессе

музицирования.


Важность работы над полифоническими произве
дениями заключается в
том, что
освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести
одновременно или поочередно
самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными
построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной
фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохара
ктерными пьесами педагогу необходимо
пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать
эмоциональную сферу его восприятия музыки.


В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному,
осмысленному и точному использованию аппли
катуры, создающей удобство на
клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое
изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по
аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая
работа приво
дит к успешному обеспечению технических задач.


Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с
листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в
незнакомом тексте, разв
ивает слуховые, координационные
, ритмические
спос
обности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более
свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно
изучить новый материал.


Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
34


контролем педагога.


Часто необх
одим показ
-

игра нового материала, разбор и объяснение
штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной
интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах
ученик играет партию одной руки, педагог
-

другой. В даль
нейшем
исполняются ансамбли в 4 руки, для 2
-
х фортепиа
но, аккомпанементы голосу,
струнному или духовому инструменту.


2.
Методические рекомендаци
и по организации самостоятельной

работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом
, чтобы
при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и
быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку
домашнего з
адания, параллельного освоения детьми программ общего
образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятел
ьной
работы учащимися струнного

отделения,

отделения духовых и ударных
инструментов

по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся
педагогических традиций

-

2 часа в неделю. Для организации домашних
занятий обязательным условием является наличие дома у ученика
музыкального
инструмента, а также наличие у него
нотного материала
.


Самостоят
ельные занятия должны быть регулярными

(2
-
3 р
аза в
неделю)
. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии
учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии
опасны для здоровья и не продуктивны.


Роль педагога в организации
самостоятельн
ой работы учащегося велика.
Она
заключается в необходимости обучения ребенка эффективному
35


использованию
учебного внеаудиторного времени.

Педагогу следует
разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми
произведениями,
указать очередность работы, выделить наиболее проблемные
места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.


Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают
продолжение работы над освоением произведения,
которая была начата

в
классе по
д руководством педагога. Выполнение домашнего задания
-

это работа
над деталями исполнения

(звуком, техническими трудностями, педализацией,
динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение
произведений наизусть. Для плодотворной и
результативной самостоятельной
работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для
него домашнего задания
, которое будет записано педагогом в дневник
учащегося.


Так,

для начинающих можно предложить следующие виды домашней
работы: пение
мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием,
игра отдельн
о каждой рукой
, чтение с листа легкого музыкального текста, игра
гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на поста
новку рук, показанных
педагогом

и т. п.


При работе над этюдами следует

д
обиваться технической свободы
исполнения, используя оптимальную аппликатуру
, предложенную педагогом
.
Педагог должен
также
указать способы проработки технических трудностей в
том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.


Работа над произ
ведениями полифонического склада заключается в игре
линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение
данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь
один из голосов, и
грая при этом другие.


При разучивании п
роизведений крупной формы ученик должен с
помощью педагога разобраться в его строении,

разделах, характере
36


тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за
правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки,
педали и
других указа
ний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в
многократном проигрывании

их с начала до конца, а в
проработке

трудных
мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний,

которые должны быть
отражены в днев
нике.

Полезно повторение учеником ранее пройденного
репертуара.

Результаты домашней ра
боты проверяются
,

корректируются и
оцениваются преподавателем на уроке
.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна
проводиться педагогом регулярно
.








VI
.



Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


1.

Список рекомендуем
ой нотной литературы

А
л
ьбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов /сост.

Т.Директоренко, О.
Мечетина. М.,

Композитор,

2003


Альбом
легких

переложений для ф
-
но в 4 руки.
Вып. 2/сост.

Э.Денисов
,

1962


Альбом юного музыкант
а. Педагогический репертуар

ДМШ 1
-
3

кл./ред.
-
сост. И. Беркович. Киев
,
1964

Артоболевская А. Первая встре
ча с музыкой: Учебное пособие.
М.:
Российское музыкальное из
дательство, 1996

Бах И.С.

Нот
ная тетрадь Анны Магдалены Бах.
М.:
Музыка
,
2012

Бах И.С.

Маленькие прелюди
и и фуги для ф
-
но. Под
ред. И.А.Браудо.


СПб.: Композитор, 1997

Беренс Г.


Этюды.
М.:

Музыка
,

2005

37


Беренс

Г.


32
избранных
этюда (
соч.61, 68, 88)

Бертини А.


Избранные этюды.

М.:
Музыка
,
1992

Бетховен Л.
Легкие сонаты

(сонатины) для ф
-
но.
М.:

Музыка
,

2011

Библиотека юного пианиста. Сонаты.

Средн
ие и старшие классы ДМШ.
Вып.1. С
ост.

Ю. Курганов.
М.
,
1991

Ветлугина

Н. Музыкальный букварь.
-

М.
,
М
узыка
,

1987

Веселые нотки. С
борник пьес для ф
-
но, 3
-
4 кл
.

ДМШ, вып
.

1:
Учебно
-
метод. пособие,

сост. С.А. Барсуко
ва.


Ростов н/Д:

Феникс, 2007


Гайдн Й.
Избранные пьесы для ф
-
но
. 1
-
4 кл.
Ред. Ю
.
Камальков
.
-

М.
,
1993

Гедике

А.

40 мелодических этюдов для начин
ающих
,

соч.32

Гаммы и арпеджио в 2
-
х ч.

Сост. Ширинская Н.
-

М.,

Музыка
,

2006

Григ Э.
Избранные лирические пьесы
для ф
-
но, Вып.1,

2.
-

М.:

Музыка
2011

Джаз для детей, сред
ние и старшие классы ДМШ, вып.6
: Учебно
-
метод.
пособие / сост. С.А. Барсукова.


Ростов н/Д
: Феникс, 2003

Избранные этюды зарубежных композиторов
.

Вып 4
.

V
-
VI

кл
.

ДМШ: Уч.
пос. / редакторы


составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.:

Государственно
е

музыкальное

издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1
,
I
-
II

кл. ДМШ: Уч.
пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное
музыкальное

издательство, 1960


Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие


СПб
:
Союз художников, 2008

Лемуан А
.

Соч.37.
50 характерн
ых и прогрессивных этюдов, М.
:
Музыка
,

2010

Лекуппе Ф.
25 легких этюдов
. Соч. 17

И.Лещинская Малыш за роялем.
-

М.:

Кифара
,

1994

Лешгорн

А. Избранные этюды. Соч.65
,

с
оч.66


38


Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком».

Изд. «Композитор», СПб
,

1994

«Иду, гляжу п
о сторонам», ансамбль в 4 руки.
Изд.
«Композитор», СПб
,

1999

Фортепианные циклы для ДМШ.

Изд. «Комп
озитор
», СПб
,

1997

Милич Б.

Фортепиа
но 1,2,3 кл.
Кифара, 2006

Милич Б.

Ф
ортепиано
4 кл.
Кифара
,
2001

Милич Б.

Ф
ортепиано 6 кл.

Кифара
,

2002

Музицирование

для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.
Барахтин
Ю.В.


Н: Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4
.

С
ост.
К.С.Сорокина


М.: Совре
менный композитор, 1986

Музыкальны
й альбом для фортепиано, вып. 1
.

Составитель А. Ру
ббах


М.
,

1972

Музыкальный альбом для ф
-
но, вып.2/ с
ост. А.Руббах и В.Малинникова

М.: Сов
етский композитор, 1973

Музыкальная коллекция, 2
-
3

кл
ассы ДМШ. Сборник пьес для ф
-
но./

Учебно
-
метод. пособие.

Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А.


Ро
стов н/Д
:
Феникс,

2008

Музыкальная а
збука для самых маленьких: Учебно
-
метод. пособие.

С
ост.
Н.Н. Горошко.


Рос
тов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф
-
но:
Сб./ сост. К.Сорок
ин.


М.: Музыка, 1976

Путешествие в мир музыки: Уч.

посо
бие/сост. О.В.Бахлацкая:
М.:
Сов
етский композитор, 1990

Парцхаладзе М.

Детский а
льбом.

Учебное
пособие
.
Педагогическая
редакци
я А.Батаговой и Н.Лукьяновой.
М.: Со
ветский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная

музыка для
форте
пиано, вып. 3. Сост.

О. Бры
кова, А. Парасаднова, Л. Россик.



М.
,

1973

39


Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов.



М.
,

1972

Педагогический

репертуар ДМШ для ф
-
но. Легкие пьесы зарубежных
ком
позиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,
1993

Педагогический репертуар

ДМШ.

Этюды для ф
-
но 5 кл./ Ред.
В.Дельновой
-

М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический

репертуар ДМШ 4
-
5 кл./
М.,1974

Пьесы композиторов 20 века для ф
-
но.
Заруб
ежная музыка/ Ред. Ю.
Холопова.
-

М.,1996

Сборник фортепианных
пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.
Ляховицкая, Л. Баренбойм.

М.
,

1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей
.

Сов
етский композитор, 1973

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакци
я Н.Голубовской, сост.
Ф.Розенб
люм

-

М.: Муз
ыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов
XVII



XVIII

веков, вып.2.:
Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.
Юровский.


М.: Государственное
музыка
льное издательство, 1962

Смирнова

Т
. Фортепиан
о
. И
нтенсивный

курс.

Тетради 3,

6,

9,

11
.

"Музыка"
,

1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф
-
но 1 ч.
/ с
ост. С. Ляховицкая

-

М.
,

1961

Таривердиев М.

«Настроения».

24 простые пьесы для фортепиано
.

Изд.
«Классика
XXI

век
»
-

М.
,

2002

Фортепиано 5

кл
.

ДМШ
,

ч.
I
: Учеб. посо
бие/ сост.
-

редактор Милич Б.Е.

Киев
: Музична Укра
ина, 1973

Фортепиано 6

кл
.

ДМШ
,

ч.
II
: Учеб. пособ
ие/ сост.
-

редактор Милич Б.Е.

Киев
:

Музична Украина,

1972

Фортепианная игра, 1,

2 кл. ДМШ: Учеб.

пособие/ сост. В.
Натансон,
40


Л.Р
ощи
на.


М.: Музыка, 1988


Х
рестоматия для ф
-
но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1
: Учебник./ Сост.
М.
Копчевский.


М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф
-
но, 3 кл
.

ДМШ: Учебник/ с
ост. Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диде
нко.


М.: Музыка, 1983

Хрестоматия для ф
-
но, 1 кл
. ДМ
Ш: Учебник
/сост. А.Бакулов, К.Соро
кин.


М.: Музыка, 1989


Хрестомат
ия для ф
-
но, 2 кл ДМШ: Учебник
/сост. А.Бакулов, К.Соро
кин.


М.: Музыка, 1989


Хромушин О.

Джазо
вые композиции в репертуаре ДМШ.
Изд.
«Северный олень», СПб
,

1994


Ч
айковский П.

Детски
й альбом: Соч.39.


М
.
:

Музыка 2006

Черни К.

Сто пьес для
удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.
-

сост.
А.
Бакулов
,

1992

Черни К.
-
Гермер Т.
Этюды 1,

2 тетр.

Шитте А.
25 маленьких этюдов соч.108,
25 легких этюдов соч.160

Шуман Р.

Альбом для юно
шества: /М.
:

М
у
зыка
,

2011


Школа игры на ф
-
но
: Учебник/ сост. А.Николаев, В.
Натанс
он.


М.:
Музыка, 2011


Юный пианист. Пьесы,
этюды, ансамбли для 3
-
5 кл. ДМШ
, вып.

II
.
:

Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона


М.:
Сов
етский композитор, 1967

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6
-
7 кл. ДМШ, вып.
II
.
: Учеб.
пособие/ сост.

и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.
Натансона


М.: Сове
тский
композитор, 1973


Юному музыканту
-
пи
анисту, 5 кл.: Хрестоматия для у
ч
-
ся ДМШ:
Учебно
-
метод. пособие

/

с
ост.

Г.Ц
ыганова, И.Королькова, Изд. 3
-
е.



Ро
стов
-

н/Д: Феникс, 2008

41



2.

Список рекомендуемой методической литературы


1.

Алексеев А. Методика обучения игре на ф
-
но. 3
-
е изд. Москва, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о муз
ыкальном
просвещении и
образовании. М.
-
Л
., 1965

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию"
. 2
-

е изд. Ленинград, 1979

4.
Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965


5. "Выдающиеся пианисты
-
педагоги о фортепианном исп
олнительстве",
Москва, 1966

6. Гофман И. "Фортепианная игра:
Ответы на вопросы о форте
пианной
игре". Москва, 1961

7. Коган Г. "
Работа пианиста"
. Москва, 1953

8. Маккинон Л. "
Игра

наизусть", Ленинград, 1967

9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Моск
ва,
1963

10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортеп
ианной игры
"
,

5 изд. Москва, 1987


11. Петрушин В. "
Музыкал
ьная психология"
.

Москва, 1997

12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной

педагогике и о

многом другом".
Москва, 1997

13. Цыпин Г. "
Обучение игре на фор
тепиано"
. Москва
, 1974

14. Шуман Р. "
О музыке
и о музыкантах". Москва
,

1973

15. Шуман Р. "
Жизненные правила

для музыканта",

Москва, 1959



Приложенные файлы

  • pdf 15814910
    Размер файла: 524 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий