Суггестивное воздействие


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК 8
1
1.1
6
1.
1

И.

А.

Шашков


Международный научно
-
технический университет имени академика Ю. Бугая
(г.
Киев
)

СУГГЕСТИВНО
Е
РЕЧЕВО
Е
ВОЗДЕЙСТВИ
Е

КАК МАНИПУЛЯТИВ
НАЯ СТРАТЕГИЯ

ВИРТУАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДИСКУРСА

Д
ослідж
ено
ряд
лінгво
сугестивних засобів, що
застосовуються в комунікативній практ
и-
ці релігійних інтернет
-
ресурсів з метою здійснення глобального маніпулят
и
вного впливу на
співтовариство
мереж
і
.

Ключові слов
а:
маніпулятивний вплив, сугестивні засоби, сугестор,
мовленнєві стратегії,
мовленнєві тактики, сугестивна лінгвістика
.

И
сслед
ован
ряд
лингво
суггестивных средств,
которые используются в коммуникативной
практике религиозных интернет
-
ресурсов з целью осущест
вления глобального манипулятивн
о-
го влияния на сетевое сообщество.

Ключевые слова: манипулятивное воздействие, суггестивные средства, суггестор,
речевые
стратеги
и
, речевые тактики, суггестивная лингвистика
.

In the article the author researches suggestive la
nguage means which are used in
communicative practice of religious Internet resources for the purpose of exercising global
manipulative influence on the network society.

Key words: manipulative influence, suggestive means, suggestor, suggestent, language s
trategies,
language tactics, suggestive linguistics.

Коммуникативные стратегии и техники современного общества определяю
т-
ся эффективностью информационного обмена и его манипулятивным потенциалом.

Социальные сети

новый коммуникативный феномен, к исследова
нию которого
все чаще обращаются лингвисты. Этот интерес вызван несколькими причинами: во
-
первых, наука
XXI
века антропоцентрична и развитие современного человека н
е-
возможно представить без использования информационно
-
коммуникативных те
х-
нологий
;
во
-
вторых,
виртуальная реальность все более становится комфортным
коммуникативным пространством; в
-
третьих, глобальные информационные потоки
делают возможным тотальное манипулир
ование языковым сознанием наций;


в
-
четвертых, лингвистические средства манипуляции в Инт
ернете

основной м
а-
нипулятивный потенциал, поскольку единственная представленность человека в
Сети

его речевые действия
.

Актуальность исследования
объясняется недостаточным развитием теор
е-
тико
-
практической базы лингвистики по проблемам речевого манипули
рования
сознанием и суггестивного воздействия на разнообразных религиозных интернет
-
сайтах. Интернет
,
как основной источник информации и объект внимания польз
о-
вателей
,
не остается без внимания со стороны официальной церкви и многочисле
н-
ных конфессий. Так,
например, Папа Бенедикт XVI,

несмотря на свой преклонный
возраст и консерватизм, известен как поклонник и популяризатор Интернета
. «Б
е-
недикт XVI, в отличие от своего предшественника, пользуется электронной п
о-
чтой. Он уже неоднократно обращался ко всем като
ликам и к священникам в ч
а-
стности с призывом активнее пользоваться интернетом для популяризации цер
к-
ви и для проповеди Евангелия
» [http://news.rambler. ru/Russia/world /5080793/].





Шашков

И.

А., 2010

Интерактивный характер интернет
-
коммуникации определяет его

манипул
я-
тивный п
отенциал.

«
Всемирная паутина является экзаменом для человечества,
поскольку это не только лаборатория формирования личности, но она также н
е-
сет в себе огромную опасность разрушения <…> «Как ядерная бомба, он (Инте
р-
нет) может либо привести человеческую циви
лизацию к коллапсу, либо оградить
»
[http://ru.tsn.ua/svit/patriarh
-
kirill
-
sravnil
-
internet
-
s
-
yadernoi
-
bomboi.html].

Цель
нашего исследования заключается в систематизации ряда основных
суггестивных тактик и стратегий, реализуемых в религиозном интернет
-
диск
урсе.
Задачи
статьи предполагают

определение

лингвокультурологических условий, н
е-
обходимых для успешной реализации суггестивных технологий; прогнозирование

возможных последствий суггестивного воздействия на участника виртуального
общения.

Основываясь на

ис
следованиях Л.Ф.

Компанцевой, М.Р.

Желтухиной,
И.Ю.

Черепановой, М.П.

Ахиджаковой, М.

Евдокимовной,

под термином
сугг
е-
стивная лингвистика
мы понимаем набор языковых шаблонов, клише, текстовых
сценариев, приемов, предназначенных для оказания воздействия на
подсознание
человека.

«
Суггестивность
(лат.
Suggestion


внушение) понимается как процесс
воздействия на психику адресата, на его чувства, волю, разум, связанный со сниж
е-
нием сознательности, аналитичности и критичности при восприятии внушаемой
информации»
[
3
, с.

21]. Процесс взаимодействия между суггестором и суггесте
н-
том осуществляется посредством

1)

вербальной коммуникации (устный и письме
н-
но
-
печатный вариант), например, с помощью убеждения (доказывания, аргумент
а-
ция), ложного информирования, рассказа (ка
к примера жизненного опыта, ситу
а-
ции, результата), внушения, побуждения (повеление, призыв, принуждение, угов
а-
ривание) и 2) невербальной коммуникации (знаки, жесты, компьютерная символ
и-
ка). Целью коммуникации является информационный обмен, что предполагает
«п
е-
редачу различных видов смысла (денотативного, коннотативного, прагматического
и т.

д.), побуждающего адресата к определенному «ответному действию» [5, с.

34

35]. Под
суггестивными стратегиями речевого общения
мы понимаем оптимально
выбранные суггестивн
ые технологии, наиболее эффективно реализованные в опр
е-
деленном дискурсе (в нашем случае

религиозном). «
Стратегия речевого общения

оптимальная реализация интенций говорящего относительно достижения ко
н-
кретной цели общения, т.е. контроль и выбор эффекти
вных ходов общения и ги
б-
к
их
их видоизменений в конкретной ситуации» [2, с.

118].

Суггестор



участник процесса коммуникации, оказывающий воздействие на

другую личность, обычно бывает коммуникативно компетентен и харизматичен.
По мнению Ф.

С.

Бацевича, «ком
муникативная

компетенция


совокупность знаний
об общении в разнообразных условиях с разными коммуникантами, знание ве
р-
бальных и невербальных средств интеракции, умений их эффективного использ
о-
вания в конкретном процессе общения <…>» [2, с.

124]
.

Ф.

С.

Бац
евич называет ряд составляющих стратегии общения в Интернете
:

коммуникативная компетенция (коррекция текущего процесса общения с намер
е-
ниями говорящего и конечным результатом), учет психологических особенностей
посетителя вебсайта, учет социальных ролей, п
отребностей посетителей сайта
«умение преодолевать психологические фильтры» [2, с.

125], создание необход
и-
мых стилистически оформленных сообщений (текстов). Коммуникативная страт
е-
гия формируется по следующему принципу: иллокутивная нагрузка

коммуник
а-
тивн
ая цель (результат, на который направлен речевой акт)


коммуникативная
интенция

коммуникативная стратегия (действия на определенном этапе комм
у-
никативного взаимодействия) [2, с.

120].

К коммуникативно суггестивным стратегиям мы относим и явление

прец
е-
де
нтности.

«
Прецедентный текст

текст, основными признаками которого явл
я-
ется особое значение для отдельных личностей и для значительного количества
людей, а также многоразовое обращение к нему в дискурсе данных личностей» [2,
с.

151].
Религиозный дискурс,
по мнению Ф.

С.

Бацевича
, характеризуется следу
ю-
щими признаками
:



прецедентной особенностью и важным значением в жизни человека;



высоким уровнем формально
-
смысловой организации («Этим обусловлены
повторы разных видов, а также анаграммы, аллитерации, метафор
ичность, симв
о-
лизм», «таинство», смысловая непрозрачность);



особенностью жанровой типологии религиозной коммуникации (например,
Откровения Господа
,
Пожелания
,

Просьбы
,
Божьи

Заповеди, Святое Писание
)

[2,
с.

144].

Мы считаем возможным дополнить данный списо
к еще рядом параметров:



использование суггестивных

клишированных

форм;



наличие виртуального «транслятора» идей, например, наставника, свяще
н-
ника, пастора или другого представителя церкви;



феномен «патогенности», который при обязательном наличии вален
т
носте
й
суггестора и суггестента (агрессора

/

жертвы, манипулятора

/

манип
у
лируемого,
адресанта

/

адресата) влияет на

снижение морально
-
психологического уровня и
уровня самооценки участников общ
е
ния;



формирование текстовых сценариев религиозного дискурса, рассчи
танных
как на индивидуальное, так и на массовое восприятие.

В исследовании проблем суггестивных технологий на материале текстов р
е-
лигиозных интернет
-
сайтов особое значение приобретает явление перлокуции (п
о-
буждение у адресата необходимой реакции, соответс
твующей намерению говор
я-
щего), процесс развития доминантного сценария, достижение необходимого р
е-
зультата и, как возможный результат


феномен патогенности (негативное возде
й-
ствие, патология, нездоровое состояние) участника виртуального общения. Иссл
е-
доват
ели манипулятивных речевых стратегий предлагают выделять доминантные
сценарии «Д
-
сценарии», задача

которых спровоцировать с помощью вербальных и
невербальных средств коммуникации требуемую реакцию адресата.

А.

А.

Котов
выделяет два варианта начальной призн
аковой модели Д
-
сценариев, которые мы
представляем в таблице
, приведенной
ниже [4].

1
-
я группа

2
-
я группа

«Д
-
сценарии этой группы распознают в
смысле текста ситуацию», когда Адр
е
сант
активизирует беспокойство, озад
а
ченность,
озабоченность, тревогу адресат
а и «угрож
а-
ет» его интересам, мировосприятию. «Н
а-
чальная модель Д
-
сценариев имеет вален
т-
ности «аргессора» (AGGR) и жертвы
(VICT)» [4, с. 5]

Данная группа Д
-
сценариев активизир
у
ется
сообщениями о действиях AGGR, наход
я-
щегося в некотором близком отношении с
лицом, испытывающим воздействие

Следует учесть, что «эмоциональное» или «рациональное» восприятие одн
о-
го и того же высказывания адресатами зависит от их индивидуальных психолог
и-
ческих особенностей. «Д
-
сценарии активизируются при анализе текста в случае,
е
сли: (а) адресат предрасположен

к активизации Д
-
сценариев или (б) текст опознан
как средство воздействия и не перехвачен механизмом рационального анализа»,
«при речевом воздействии основная задача адресанта

транслировать воздейс
т-
вующий смысл, направленны
й против
определенного лица» [4, с.

5].

Среди суггестивных языковых средств, используемых на религиозных са
й-
тах, считаем возможным выделить следующие:



обобщения
,
что предполагает использование лексем

все, никогда, каждый
,
модальных операторов возможности и
необходимости (
следует, до
л
жен, обязан,
можем, не могу, возможно
). Например:
«Богу все во
з
можно!», «Мы верим, что все
церкви, миссии и другие хр
и
стианские организации должны обьединить усилия в
деле молитвы, евангелизации и в общественной деятельности, не
противодейс
т-
вуя друг другу. Мы утверждаем, что обязаны зримо являть Божью любовь заб
о-
той о страдающих и обездоленных»
[сайт Христианской церкви полного Евангелия
«Знамя Христа»

http://bannerofchrist.com. ua/viewpage. php?page_id=1];



умалчивание информац
ии,

деперсонализация.
Например
:

«Но в то с
а-
мое время, когда Бог прощает тебе грех, когда полностью снимает с тебя вину


кто
-
то вопиет, ты чей
-
то должник. Оказывается, ты кого
-
то обворовал.
И

пришел в церковь, чтобы это воровство как
-
нибудь здесь загладило
сь. Здесь его
как
-
нибудь можно загладить, а там плата вопиющего наемника взывает к спр
а-
ведливости. Бедный вопиет, вдова вопиет, ограбленный вопиет, кошелек ты ут
а-
щил у кого
-
то. Что же делать?»
[
сайт церкви «Новая Жизнь».


http://www.newlife.by/sermons_
ful
l.

php];



повествование некоей истории, события
, которые согласно структуре
текстового сценария можно подразделить на
:
1) «загадочно
-
сакральное» происш
е-
ствие, событие, рассказ о некоем загадочном явлении, о н
е
коем герое, где решение
проблемы зачастую происх
одит по наставлению Бога или посредника между Богом
и героем. «
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра,
и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как
бы огненные, и почили по одному на каждом из
них.

И исполнились все Духа Свят
а-
го, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
»
[сайт церкви
евангельских христиан «Ковчег».


http://www.xpucmoc.ru/
];

«
В этот день сошес
т-
вия Святого Духа церковь Христова обрела силу проповедовать Благ
ую весть до
края земли! Мы должны нести эту весть людям, чтобы свет Христовой любви
мог коснуться жизни каждого человека
» [
сайт Независимой Христианской Церкви
«Источник Жизни».


http://sourceoflife.ru/]; 2) рассказ
-
п
овествование от человека
-
современника,
который претерпел страдания и
потом
нашел спасение».

«
Я полн
о-
стью исцелился благодаря Господу нашему, Иисусу Христу. Прошел полный курс
реабилитации

6 месяцев. За это время в моей жизни многое изменилось. Восст
а-
новилась семья. Жена раньше курила и немно
го выпивала по праздникам, но когда
пришла в церковь "Источник Жизни" и приняла Иисуса Христа своим Господом и
Спасителем

перестала курить и выпивать. В общем, началась новая жизнь в
Иисусе Христе. Теперь моя семья спасена от всех болезней и зависимостей
. Слава
Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу
» [сайт

Независимой Христианской
Церкви «Источник Жизни».

http://sourceoflife.ru/index.php
]; «
Вообще, с того м
о-
мента, как я обратился к Богу, моя жизнь стала совершенно другой. Бог просто
спас меня, не допу
стив моей гибели. Теперь я совсем другой человек, моя жизнь
интересна и насыщенна. То, что сделал для меня Господь, можно назвать н
а-
стоящим чудом. Самое главное, теперь я знаю, что вся моя
жизнь еще впереди и
Господь приготовил для меня много хорошего
»

[са
йт Независимой Хр
и
ст
ианской
Церкви «Источник Жизни».



http://sourceoflife. ru/index.php];



рассказ, история о мученике, в роли которого выступает
часто

предст
а-
витель церкви, пастор.

«
Неожиданная неприятность

лютеранская церковь, в
стенах которой вели слу
жение пятидесятники, закрыла для них свои двери

ст
а-
ла своего рода испытанием для Алексея и его единомышленников. Он продолжал
служение, стоя на ступенях л
ю
теранского храма и делал это в жару и холод, в
дождь и в морозы. Людей в это трудное время, как ник
огда, сплотил дух веры
»
[сайт церкви «Новое поколение».


http://www.ng.lv/rus/cerkov/istoria
];



коммуникативный

парадокс, формирующий контраст с обыде
н
ностью
,
иногда с негативной коннотацией.
«Что ты видишь, когда смотришь на забр
о-
шенный полуразрушенный к
оровник? Я вижу церковь. Присутствие Божье. Вижу
людей, которые вместе прославляют Бога. Вижу детей и молодежь, которые б
е-
гут в Дом Божий, чтобы быть с Ним»
[
сайт Христианской церкви полного Ева
н-
гелия «Знамя Христа».


http://bannerofchrist.com.ua/news.php
]
;



акцентирование концептов

универсальность, любовь,

забота, защита,
помощь, чудо,

наполнение их новым смыслом
. «
Иисус спасает, исцеляет и осв
о-
бождает
» [сайт Таллиннской Христианско
-
Евангельской Городской Церкви.


http://www.citychurch.ee/Rusindex.htm
]; «
Бог начал могущественное движение в
К
а-
захстане, которое распространяется на многие страны мира. Влияние, которое
Бог дал служению БЦНЖ невероятное
»,

«
Бог хочет помогать тебе при всех о
б-
стоятельствах. Нет ни одной ситуации, в которой Он не мог бы помочь теб
е, с
о-
вершив любое чудо
» [
сайт
Библейского Центра «Новая Жизнь» (БЦНЖ).


http://www.newlife.kz/?unit);



«присвоение» логичного суждения посредником
(автором речевого с
о-
общения), акцентуация им

своей уникальной задачи и миссии на Земле. «
Мы верим
в то, что н
аш народ, который долгое время не знал Бога, восстановит прежние
близкие отношения со своим Создат
е
лем. Наша цель

это донести до каждого
жителя Инты спасительное Слово Господа нашего Иисуса Христа. Бог дал нам
"великое поручение"<…>

») [
сайт церкви «Нова
я Жизнь».


http://www.inchurch.ucoz.ru/];



создание суггести
вных
сенсорно
-
активны
х
текстов и изображений, и
с-
пользование паралингвальных средств

(компьютерных символов, графики, цв
е-
товых сочетаний, цветные иллюстрации на религиозных сайтах


светлы
й фон

е-
лый, голубой, розовый);



наличие условных импликативных высказываний
по типу «антецеден
т

консеквент» [7
, с.422]. «
Ты можешь быть частью Тела Христова, его активной
частью, если принимаешь откровение о
б
Иисусе и присоединишь себя к Его учен
и-
кам
» [
сайт Талл
иннской Христианско
-
Евангельской Городской Церкви.


http://www
.citychurch.ee/ cerkov.htm];

«
Если кто
-
то с вами поступает неправильно,
вы поступайте правильно

ЛЮБИТЕ его.

Если мы будем любить Христа, то б
у-
дем любить и тех, кто гибнет без Него», «Если мы
во всем полагаемся на Христа,
мы можем вынести все
»

[
Христианская церковь полного Евангелия «Знамя Хр
и-
ста
».


http://bannerofchrist.com.ua/readarticle.

php?article].

Выводы
.

Проведенный нами анализ некоторых религиозных интернет
-
ресурсов позволяет сделать
вывод об использовании суггестивных лингвистич
е-
ских средств для манипуляции языковым сознанием сетевых

сообществ. Полил
о-
гичность сетевой коммуникации используется суггестором в манипулятивных ц
е-
лях: религиозный дискурс формируется таким образом, что ответн
ая реакция адр
е-
сатов запрограммирована в нем изначально.

Наличие в текстовых сценариях опр
е-
деленных суггестивных тактик (обобщение, умалчивание информации, истории о
чудесах,

контрастная коммуникация), акцентирующих концепты сакральности, н
е-
обычности, таин
ства, создает их коммуникативную привлекательность.
Особый
интерес для дальнейших исследований предста
в
ляют суггестивные возможности
различных языковых уровней

фонетики, морфологии, синтаксиса.

Библиографические ссылки

1.

Ахиджакова

М.

П.

Лингвистические су
ггестивные средства как один из способов во
з-
действия на массовую аудиторию
/

М.

П.

Ахиджакова,
И.

Е
вдокимова
.


Режим дост
у-
п
а
:
http
://
window
.
edu
.
ru
/
window
_
catalog
/
files
/

r
60798/
lang
_1.
pdf
.

2.

Бацевич Ф
.
С
. Основи комунікативної лінгвістики / Ф
.

С. Бацевич.


К.; Львів : Акаде
м-
видав
, 2004
.

250 с.

3.

Желтухи
на М.

Р
. Масс
-
медиальн
ая коммуникация

: языковое сознание


воздейс
т
вие


суггестивность
/
М.

Р.

Желтухина
// Язык, сознание, коммуникация.

М.

: МАКС
Пресс, 2003.

Вып.

24.

144

с.


Режим доступ
а
:
http://
www.philol.msu.ru/~slavphil/

books/jsk_24.pdf.

4.

Котов А
.

А.
Инвентарь Д
-
сценариев
/
А
.

А.

Котов
.


Режим доступа:
http://www.

harpia.ru/
docs/d
-
scripts
-
mid
-
011.pdf
.

5.

Селиванова Е.

А.
Основы лингвистической теории текста и коммуникации

:
м
он
о
граф
.

учеб
.
пособи
е
/
Е.

А.

Селиванова
.


К.
:
Брама, 2004.


336 с.

6.

Селіванова О.

О.
Сучасна лінгвістика

: напрями та проблеми

:
п
ідруч.
/
О.

О.

Селіванова
.


Полтава

: Довкілля
-
К,

2008.

712 с.

7.

Селіванова О.

О.
Лінгвістична енциклопедія
/
О.

О.

Селіванова
.


Полтава

: Д
о
вкілля

К, 2010.


844 с.

8.

Сугестивна лабораторія
.


Режим доступу: http://www.alpha.perm.ru /inform/peoples/
cherepanova.shtml
.

9.

Сугестивна лінгвістика
.


Режим доступу:
http://suglin.ru/suggestivnaya
-
lingvistika
.

10.

Шелестюк

О.

В
. Текстові категорії аргументат
ивності, сугестивності та імперативності
як відображення способів мовного впливу
/
О.

В.

Шелестюк
.


Режим доступу:
http
://
www
.
lib
.
csu
.
ru
/
vch
/131/028.
pdf
.

Надійшла до редколегії 11.06.10



Приложенные файлы

  • pdf 15802916
    Размер файла: 250 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий