Капитанская дочка


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


Проект

группы Логос
https://vk.com/logos_ege

«Реши все задания ФИПИ!»

Задания взяты из открытого банка
официального сайта

ФИПИ.

Тесты

1.

Укажите
название главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой
происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым.

2.

Укажите название города, который описан в повести А.С. Пушкина «Капитанская
дочка», оказавшегося в гибельном положении из
-
за длительной осад
ы
пугачевскими войсками.

3.

Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачев, герой повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»?

4.

Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

5.

Укажите фамилию героя повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который
перешел на сторону Пугачева.

6.

Укажите фамилию Ивана Кузьмича, коменданта Белогорской крепости (повесть
А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).


Вариант 1

Казак, приведший меня, отправился про меня доложить и, тотчас же
воротившись, ввел
меня в ту комнату, где накануне так нежно прощался я с Марьей Ивановною.

Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и
установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин
сидели, в шапк
ах и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и
блистающими глазами. Между ими не было ни Швабрина, ни нашего урядника,
новобраных изменников. "А, ваше благородие!


сказал Пугачев, увидя меня.


Добро
пожаловать; честь и место, милости про
сим". Собеседники потеснились. Я молча сел на
краю стола. Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан
простого вина, до которого я не коснулся. С любопытством стал я рассматривать
сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на ст
ол и подпирая черную
бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не
изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя
его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходил
ись между
собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему
предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих
действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева. И
на сем
-
т
о странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое,
и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом! Поход был объявлен к
завтрашнему дню. "Ну, братцы,


сказал Пугачев,


затянем
-
ка на сон грядущий мою
любимую песенку. Чумаков!

Начинай!" Сосед мой затянул тонким голоском
заунывную бурлацкую песню и все подхватили хором:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне доброму молодцу думу думати.



Что заутра мне доброму молодцу в допрос идти

Перед грозного судью, самого царя.

Еще с
танет государь
-
царь меня спрашивать:

Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,

Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,

Еще много ли с тобой было товарищей?

Я скажу тебе, надежа православный царь,

Всеё правду скажу тебе, всю истину,

Что товарищей у

меня было четверо:

Еще первый мой товарищ темная ночь,

А второй мой товарищ булатный нож,

А как третий
-
то товарищ, то мой добрый конь,

А четвертый мой товарищ, то тугой лук,

Что рассыльщики мои, то калены стрелы.

Что возговорит надежа православный царь:

И
сполать тебе, детинушка крестьянский сын,

Что умел ты воровать, умел ответ держать!

Я за то тебя, детинушка, пожалую

Середи поля хоромами высокими,

Что двумя ли столбами с перекладиной.

Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонаро
дная песня
про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные
голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,


все потрясало меня каким
-
то пиитическим ужасом.

(А.С.

Пушкин «Капитанская дочка»
)

1.

К какому композиционному приему прибегает автор, создавая противоречивый
образ пугачевского воинства («с красными рожами»


«молодой казак, стройный
и красивый» и т.п.)?

2.

Как называется выразительная подробность, помогающая создать образ,
представить ситу
ацию («Я молча сел на краю стола»


«Пугачев… сидел,
облокотясь на стол»)?

3.

Укажите прием характеристики персонажа, строящийся на описании его
внешности («Черты лица его, правильные и довольно приятные…»).

4.

Как называется характерный для песенной традиции пр
ием единоначатия?


Не шуми, мати зеленая дубровушка,


Не мешай мне доброму молодцу думу думати.

5.

Укажите название средства художественной изобразительности, широко
представленного в песне пугачевцев

(«доброму молодцу», «грозного судью»,
«темная ночь»).

6.

«И на сем
-
то странном совете решено было идти к Оренбургу…». Каким
термином обозначается развитие действия, ход событий в художественном
произведении?



Вариант 2

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег
лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я
расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже
Савельич с ним не заспор
ил и не стал торговаться по своему обыкновению, и
вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого,
благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку.
Савельич нахмурился. "Полтину на водку!


сказал он,



за что это? За то, что ты же
изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин.
Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с
Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном

его распоряжении. Мне
было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не
из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо


сказал я
хладнокровно;


если не хочешь дать полтину, то вынь ему что
-
нибудь и
з моего
платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».



Помилуй, батюшка Петр Андреич!


сказал Савельич.


Зачем ему твой заячий тулуп?
Он его пропьет, собака, в первом кабаке.



Это, старинушка, уж не твоя печаль,


сказал мой бродяга,


проп
ью ли я или нет. Его
благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холоп
ье
дело не спорить и слушаться.



Бога ты не боишься, разбойник!


отвечал ему Савельич сердитым голосом.


Ты
видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем
тебе барский тулупчик? Ты и не напялиш
ь его на свои окаянные плечища.



Прошу не умничать,


с
казал я своему дя
дьке;


сейчас неси сюда тулуп.



Господи владыко!


простонал мой Савельич.


Заячий тулуп почти новешенький! и
добро б
ы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле
тулуп, из

которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое
-
как
умудрился, и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки
затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до
кибитки и сказал с

низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь
за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".


Он пошел в свою сторону, а я
отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о
вчерашней вьюге, о св
оем вожато
м и о заячьем тулупе.


(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

1.

Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в
произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий
тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?



2.

Укажите название главы,

из которой взят фрагмент пушкинского романа.

3.

Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на 2
-
ю половину
ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.

4.

Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа.)

5.

Фрагме
нт открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид
описания в художественном произведении?

6.

Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется
скрытая насмешка в речи персонажа?

7.

Значительное место в эпизоде занимает разговор
героев между собой. Как
называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Вариант 3

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в
сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших
уже под
свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди
важно выплывали из
-
под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около
прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа
Петра Алексан
дровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и
побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую
минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья
Ивановна увидела даму, сидевшую на
скамейке противу памятника. Марья Ивановна
села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна,
со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до
головы. Она была в белом утреннем платье, в но
чном чепце и в душегрейке. Ей
казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а
голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.
Дама первая перервала
молчание.



Вы, ве
рно, не здешние?


сказала она.



Точно так
-
с
: я вчер
а только приехала из провинции.



Вы приехали с вашими родными?



Никак нет
-
с. Я приехала одна.



Одна! Но вы так ещё молоды.



У меня нет ни отца, ни матери.



Вы здесь,
конечно, по каким
-
нибудь делам?



Точно так
-
с. Я прие
хала подать просьбу
государыне.



Вы сирота: вероятно, вы жалуете
сь на несправедливость и обиду?





Никак нет
-
с. Я приехала просить милости, а не правосудия.



Поз
вольте спросить, кто вы таковы?



Я дочь капитана Миронова.



Капитана Миронова! того самого, что был комендантом
в о
дной из оренбургских
крепостей?



Точно так
-
с.

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня,


сказала она голосом ещё более
ласковым,


если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в
чём состоит ваша просьба, и, может

быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно её благодарила. Всё в неизвестной даме
невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из
кармана сложенную бумагу и подала её незнакомой своей покровительнице, ко
т
орая
стала читать её про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её
переменилось,


и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми её движениями,
испугалась строгому выражению этого лица, за минут
у столь приятному и сп
окойному.



Вы просите за Гринёва?


сказала дама с холодным видом.


Императрица не может
его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как
без
нравственный и вредный негодяй.



Ах, неправд
а!


вскрикнула Марья Ивановна.



Как неп
равда!


возразила дама, вся вспыхнув.



Неправда, ей
-
богу неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня
подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве
потому только, что не хотел запутать меня. Тут она с ж
аром рассказала всё, ч
то уже
известно моему читателю.

Дама выслушала её со вниманием. «Где вы остановились?»


спросила она потом; и
услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не
говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что
вы недолго будет
е ждать ответа на
ваше письмо».

С этим словом она встала и вошла в крытую аллею, а Марья Ивановна возвратилась к
Анне Власьевне,

исполненная радостной надежды.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)



1. Установите соответствие между персонажами
«Капитанской дочки» и их
качествами, проявленными в описанных автором жизненных ситуациях.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.




А)


Маша Миронова

Б)


Василиса
Егоровна

В)


Екатерина II




1)


простосердечие, властность

2)


беспринципность и подлость

3)


великодушие, справедливость

4)


самоотверженность, преданность



2.
От чьего лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»? (Укажите имя и
фамилию
героя в именительном падеже).

4.
Как называется использованная в данном фрагменте форма общения между Машей
Мироновой и императрицей, основанная на обмене репликами?

5.
Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего
облика: «Он
а была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей
казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а
голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

6.
К какому роду литературы относится
«Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

7.
Жанр «Капитанской дочки» в литературоведении определяют двояко. Укажите один
из вариантов жанрового определения этого произведения.

8.
После описанных в данном эпизоде событий повествование завершается. Укажите
название

заключительной части любого литературного произведения, содержащей
разрешение конфликта и судеб действующих лиц.

Вариант 4

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между
тем минуло мне шестнадцать ле
т. Тут судьба моя пере
менилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь,
смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им
получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал
он её
без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное
волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась
засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный
календарь не попадался ем
у на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно
его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка
читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса:


«Генерал
-
поручик!.. Он у меня в роте б
ыл сержантом!.. Обоих российских орденов
кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и
погрузился в задумчивость,
не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васи
льевна, а сколько лет Петруше?»



Да во
т пошёл семнадцат
ый годок,


отвечала матушка.


Петруша родился в тот
самый год, как окривел
а тётушка Настасья Гарасимовна, и когда ещё...

«Добро,


прервал батюшка,


пора его в службу. Полно ему бегать по де
вичьим да
лазить на голубятни».

Мысль о скорой

разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в
кастрюльку, и слёзы потекли по её лицу. Напротив того, трудно описать моё
восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях
петербургской жизни. Я воображал себя

офицером гвардии, что, по мнению моему,
было вер
хом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение.
День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со
мною к будущему м
оему начальни
ку, и потребовал пера и бумаги.



Не забудь, Андрей

Петрович,


сказала матушка,


поклониться и от меня князю Б.; я,
дескать, надеюсь, что он не ос
тавит Петрушу своими милостями.



Что за вздор!



отвечал батюшка нахмурясь.


К какой

стати ст
ану я писать к князю
Б.?



Да ведь ты сказал, что изволи
шь писать к начальнику Петруши?



Ну, а там что?



Да ведь начальник Петрушин


князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.



Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему
научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в
армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в
гвардии!

Г
де его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе

с сорочкою, в
которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его
со внимани
ем, положил перед собою на стол и начал своё письмо.

Лю
бопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не
сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он
кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня,


сказал: «Вот тебе пис
ьмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу.
Ты едешь в Оренбур
г служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни
ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой

за минуту думал
я с таким восторгом, показалась мне тяжким несч
астием. Но спорить было нечего.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

1.

Как называется крепость в окрестностях Оренбурга, где начнёт службу Пётр
Гринёв?

2.

В приведённом фрагменте мысли Гринёва о пред
стоящей службе в глухой
провинции противопоставлены мечтам о весёлой столичной жизни. Как
называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном
произведении?

3.

Как называется вопрос, представляющий собой скрытое утверждение («А мне
какое

дело, что он записан?»)?

4.

Каким термином обозначается значимая подробность, важная для характеристики
персонажа (например, Придворный календарь, который читает Гринёв
-
старший)?

5.

Во внешнем поведении Авдотьи Васильевны проявляется её внутреннее
состояние: «о
на уронила ложку в кастрюльку, и слёзы потекли по её лицу». Как
называется изображение внутренних душевных движений человека в
художественном произведении?

6.

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось позднее
творчество А.С. Пушкина и пр
инципы которого воплощены в романе
«Капитанская дочка».

7.

Вскоре после отъезда Петра Гринёва на службу судьба сведёт его с другими
персонажами. Установите соответствие между этими персонажами и фактами
(событиями) их жизни, связанными с Гринёвым: к каждой
позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ



ФАКТЫ (СОБЫТИЯ)

А)


Зурин

Б)


Пугачёв

В)


Швабрин




1)


получит в подарок от Гринёва заячий
тулуп

2)


выиграет у Гринёва сто рублей на
бильярде

3)


откажется дать Гринёву солдат, чтобы
освободить Машу

4)


подвергнет беспощадной критике
песню, сочинённую Гринёвым






Вариант 5

На другой день утром пришёл я к Марье Ивановне. Я сообщил ей свои предположения.
Она признала их благоразумие и тотчас со
мною согласилась.

Отряд Зурина должен был выступить из города в тот же день. Нечего было медлить. Я
тут же расстался с Марьей Ивановной, поручив её Савельичу и дав ей письмо к моим
родителям. Марья Ивановна заплакала. «Прощайте, Пётр Андреич!


сказала она

тихим
голосом.


Придётся ли нам увидаться, или нет, Бог один это знает; но век не забуду
вас; до могилы ты один останешься в моём сердце». Я ничего не мог отвечать. Люди
нас окружали. Я не хотел при них предаваться чувствам, которые меня волновали.
Након
ец она уехала. Я возвратился к Зурину, грустен и молчалив. Он хотел меня
развеселить; я думал себя рассеять: мы провели день шумно

и буйно и вечером выступили в поход.

Это было в конце февраля. Зима, затруднявшая военные распоряжения, проходила, и
наши ге
нералы готовились к дружному содействию. Пугачёв всё ещё стоял под
Оренбургом. Между тем его отряды соединялись и со всех сторон приближались к
злодейскому гнезду. Бунтующие деревни при виде наших войск приходили в
повиновение; шайки разбойников везде бежа
ли от нас, и всё предвещало скорое и
благополучное окончание.

Вскоре князь Голицын, под крепостию Татищевой, разбил Пугачёва, рассеял его толпы,
освободил Оренбург и, казалось, нанёс бунту последний

и решительный удар…

Но Пугачёв не был пойман. Он явился
на сибирских заводах, собрал там новые шайки и
опять начал злодействовать. Слух о его успехах снова распространился. Мы узнали о
разорении сибирских крепостей. Вскоре весть о взятии Казани и о походе самозванца
на Москву встревожила начальников войск, бесп
ечно дремавших в надежде на бессилие
презренного бунтовщика. Зурин получил повеление переправиться через Волгу.

Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие
доходило до крайности. Мы проходили через селения, разорённые бу
нтовщиками, и
поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было
повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников
злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и
миловали; состояние

всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно...
Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

Пугачёв бежал, преследуемый Иваном Ивановичем Михельсоном. Вскоре узнали мы о
совершенном его разбитии. Наконец Зурин получил из
вестие о поимке самозванца, а
вместе с тем и повеление остановиться. Война была кончена. Наконец мне можно было
ехать к моим родителям! Мысль их обнять, увидеть Марью Ивановну, от которой не
имел я никакого известия, одушевляла меня восторгом. Я прыгал как

ребёнок. Зурин
смеялся и говорил, пожимая плечами: «Нет, тебе несдобровать! Женишься


ни за что
пропадёшь!»



Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль

о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей,
тревож
ила меня поневоле: «Емеля, Емеля!


думал я с досадою,


зачем не наткнулся ты
на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать». Что
прикажете делать? Мысль о нём неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной
мне им в одну из

ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты из рук
гнусного Швабрина.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

1.

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось позднее
творчество А.С. Пушкина и принципы которого воплощены в «Капитанской

дочке».

2.

Гринёв в последней части фрагмента подробно рассказывает о своих внутренних
переживаниях. Как называется в литературе изображение внутреннего мира
персонажа?

3.

Укажите фамилию Марьи Ивановны, невесты Гринёва.

4.

Установите соответствие между
персонажами, фигурирующими в данном
произведении, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.



ПЕРСОНАЖИ



РЕПЛИКИ

А)


Пётр Гринёв

Б)


Емельян Пугачёв

В)


Алексей Швабрин




1)


«Куда как нужно тратить лишние
деньги и нанимать мусье, как будто и
своих людей не стало!»

2)


«Я присягал государыне императрице:
тебе служить не могу».

3)


«Это тебе так не пройдёт. <…> Вы
мне дадите сатисфакцию».

4)



«Ты крепко передо мной виноват…

но я помиловал тебя за твою
добродетель».



5.

Как называется значимая подробность, являющаяся элементом повествования
(например, письмо Гринёва к родителям)?

6.

Назовите произведение А.С. Пушкина, имеющее подзаголовок «Петербургская
повесть» и, так же как
«Капитанская дочка», основанное на исторических
событиях.

7.

В последнем абзаце фрагмента приведено размышление персонажа. Как оно
называется?

Вариант 6

Вскоре я выздоровел и мог перебраться на мою квартиру.



С нетерпением ожидал я ответа на посл
анное письмо, не смея надеяться
и стараясь
заглушить печальные предчувствия. С Василисой Егоровной и с её мужем я ещё не
объяснялся, но предложение моё не должно было их удивить. Ни я, ни Марья Ивановна
не старались скрывать от них свои чувства, и мы заран
ее были уж уверены в их
согласии
.

Наконец однажды утром Савельич вошёл ко мне, держа в руках письмо. Я схватил его с
трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуготовило меня к чему
-
то
важному, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он в ко
нце приписывал
несколько строк. Долго не распечатывал я пакета и перечитывал торжественную
надпись: «Сыну моему Петру Андреевичу Гринёву, в Оренбургскую губернию, в
Белогорскую крепость». Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором
писано бы
ло письмо; наконец решился его распечатать и с первых строк увидел, что всё
дело пошло к чёрту. Со
держание письма было следующее:

«Сын мой Пётр! Письмо

твоё, в котором просишь ты нас
о родительском нашем
благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой д
очерью Мироновой, мы
получили 15
-
го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия

дать я тебе не намерен, но ещё
и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои
проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин: ибо
ты
доказал, что шпагу носить ещё недостоин, которая пожал
ована тебе на защиту
Отечества,
а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду
писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда
-
нибудь подальше,

где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоём поединке и
о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю Бога,
чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его ве
ликую милость. Отец твой А.
Г.»

Чтение сего пись
ма возбудило во мне разные чувствования. Жестокие выражения, на
которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он
упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непр
истойным, как и
несправедливым.

Мысль о переведении моём и
з Белогорской крепости меня ужасала, но всего более
огорчило меня известие о болезни матери. Я негодовал на Савельича, не сомневаясь,
что поединок мой стал известен родителям через него. Шагая взад и вперёд по тесной
моей комнате, я остановился перед ним и

сказал, взглянув на него грозно: «Видно тебе
не довольно, что я благодаря тебя ранен и целый месяц был на краю гроба: ты и мать
мою хочешь уморить». Савельич был поражён как громом. «Помилуй, сударь,


сказал
он, чуть не зарыдав,


что это изволишь говори
ть? Я причина, что ты был ранен! Бог
видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость
проклятая помешала. Да что ж я сделал матушке
-
то твоей?»


«Что ты сделал?


отвечал я.


Кто просил тебя писать на меня доносы? разве ты при
ставлен ко мне в
шпионы?»


«Я? писал на тебя доносы?


отвечал Савельич со слезами.


Господи Царю
Небесный! Так изволь
-
ка прочитать, что пишет ко мне барин: увидишь, как я доносил
на тебя». Тут он вынул из карман
а письмо, и я прочёл следующее:



«Стыдно те
бе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о
сыне моём Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его
проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого
пса, пошлю свиней паст
и за утайку правды и потворство к молодому человеку. С
получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его
здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он р
анен и
хорошо ли его залечили».

Очевидно было,
что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оско
рбил его
упрёком и подозрением.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

1.

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось позднее
творчество А.С. Пушкина и принципы которого воплощены в «Капит
анской дочке».

2.

Укажите одно из определений жанра «Капитанской дочки».

3.

Укажите фамилию сослуживца Петра Гринёва, с которым он вступил в
непримиримый конфликт, закончившийся дуэлью.

4.

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном
произведен
ии, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ



ФАКТЫ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ

А)


Пётр Гринёв

Б)


Савельич

В)


Марья Миронова




1)


погибнет во время пугачёвского
бунта

2)


будет арестован и позже оправдан

3)


встретится в Петербурге с
императрицей

4)


вернётся в деревню


5.

Каким термином обозначается изображение внутреннего состояния, душевных
переживаний героя («Я схватил его (письмо) с трепетом».)?

6.

«Капитанская дочка» образно перекликается с более ранним произведением А.С.
Пушкина, названным по фамилии главного героя, который, так же как и Гринёв,
принял участие в дуэли. Укажите фамилию этого героя.

7.

В приведённом фрагменте герои общаются между собой,

обмениваясь репликами.
Как называется данный вид речи?

8 (С1)

1.

Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном
эпизоде «Капитанской дочки»?

(вариант 2)

2.

Какие раскрывается характер Маши Мироновой во время встречи с
императрицей?

(вариант 3)

3.

О каких чертах характера Гринёва
-
старшего позволяет судить данный эпизод?

(вариант 4)



4.

Чем объясняется противоречивость чувств, охвативших Гринёва при мысли

о
поражении Пугачёва?

(вариант 5)

5.

Чем вызван гнев Гринёва
-
старшего

и во всём ли он справедлив?

(вариант 6)

9 (С2
)

1.

Как в «Капитанской дочке» показана трагедия «русского бунта» и в каких
произведениях отечественной классики затрагивалась подобная проблема?

(вариант 1)

2.

Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие
произведения
отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории?
(При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

(вариант 2)

3.

В каких произведениях русских писателей представлены образы государей и в
чём их можно сопоставить с Екатерин
ы II в «Капитанской дочке»?

(вариант 3)

4.

В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы,
военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с
«Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?

(вариант 4)

5.

В каких произведениях русск
ой классики отображены взаимоотношения
дворянства и народа и в чём эти произведения можно сопоставить

с
«Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?

(вариант 5)

6.

В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения героев и
их родителей и в чём эти
произведения можно сопоставить

с «Капитанской
дочкой» А.С. Пушкина? (вариант 6)

17 (С5)

1.

Почему судьба благоволит простосердечному Гриневу, а не расчетливому
Швабрину?

2.

Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»?

3.

Как
смысл эпиграфа к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с
судьбами героев произведения?

4.

Как раскрывается проблема чести и долга в романе А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»?


Приложенные файлы

  • pdf 15781949
    Размер файла: 733 kB Загрузок: 2

Добавить комментарий