судьба картины в авангарде 6-2


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Судьба картины в живописи авангардаРасщепление и распад. Перенос акцента с результата на процесс 16. Джексон Поллок. Из паутины. 1949 В искусстве ХХ века удостоился отдельного внимания сам творческий процесс. Вместо обращения к зрителю «смотри, что я сделал» возник призыв «смотри, как я это сделал». Появился термин «живопись действия».Ярче всего новый подход воплотил в своих работах американский художник Джексон Поллок, который придумал технику дриппинга (от англ. to drip — стекать, капать) (17). 17. Джексон Поллок за работой. Фото Марты Холмс. 194918. Джексон Поллок за работой. Фото Ханса Намута. 1950 19. Джексон Поллок за работой. Фото Ханса НамутаРаботы Поллока как правило огромных размеров — верный признак обращения не к «рацио» зрителя, а к его «эмоцио». Стоя перед подлинным холстом Поллока в музее легко почувствовать, как беспорядочные на первый взгляд потеки краски захватывают своим вихревым ритмом, заставляют настроиться на душевную волну автора и ощутить клубок его эмоций.Картины Поллока ставят в тупик, если в них искать какое-то изображение, но покоряются тому зрителю, который распутывает живописный клубок и вытягивает из него путеводную нить в моментальное внутреннее состояние художника. Это один из ярких примеров новых художественных задач и новых возможностей, которые появились в живописи авангарда.20. Джексон Поллок. Конвергенция. 1952
style.rotation
Конец живописи«Картина как целостный организм умирает, постепенно распадаясь на отдельные составные элементы художественного образа. В огромных однотонно закрашенных панно Марка Ротко остается только цвет, который берет на себя всю выразительность, всю эмоциональную напряженность картины (21); у Пита Мондриана остается только ритм (22)... В картинах Ханса Хартунга от творческой энергии художника остается только след его жеста, прочерченный на абстрактно белой поверхности (23); у Лючио Фонтаны — только движения руки, несколькими взмахами ножа взрезавшей пустое полотно (24)». Ирина Данилова 21. Марк Ротко. Красныйна темно-синем поверхтемно-серого. 196122. Пит Мондриан. Композиция № 1 –Композиция С.1934–1936
23. Ханс Хартунг. Без названия № 2575–108. 195624. Лючио Фонтана.Пространственная концепция. 1965
25.Ив. Клейн. IKB 191. 196226. Казимир Малевич.Супрематизм.Автопортретв двух измерениях. 1915 27. Лючио Фонтана. Ожидание. 1966–1967…воплощение смерти картины..«В этом умирании картины есть что-то апокалиптическое: осталась чистая страница, с которой всё смыто. «Небо свернется, как свиток, и времени больше не будет», — говорится в Апокалипсисе, но «будет новое небо и новое солнце». Искусство призвано начинать всё сначала, как бы на пустом месте». Ирина Данилова «Черный квадрат» как метафора столетия«Черный квадрат» был представлен публике в 1915 году, когда уже бушевала мировая война и по почти сбывшемуся пророчеству Маяковского «в терновом венце революций» ожидался «шестнадцатый год». Произошло это в Санкт-Петербурге, на Марсовом поле, на «Последней футуристической выставке картин 0,10 (ноль-десять)». «Квадрат» был сознательно вывешен в «красном углу», то есть наискосок от входа (29).В России это место традиционно предназначалось для иконы, оттого картина была однозначно воспринята как икона нового направления. 28. Казимир Малевич. Черный квадрат. 1915 29. Экспозиция Последней футуристической выставкикартин 0,10 (ноль-десять). 1915 30. Спас Нерукотворный. XII в. Бездна — раз, конец времен — два, а за ним новый мир — три. Такова была формула мировидения в тот момент, а живопись, сознательно или бессознательно такие формулы воплощает. Все эти образы в концентрированном, спрессованном виде легко обнаруживаются в «Черном квадрате»: черная дыра посередине, а из-за нее выбивается белый свет.Первый смысл «Черного квадрата» задан его появлением в красном углу — это икона в мире, где Бог умер.Александр Бенуа увидел в «Черном квадрате» воплощение философии «пришедшего Хама» и гробовую плиту миру искусства. Никто не обвинял картину в «пустоте», никто не усмехался («я тоже так могу»), поскольку в то время так не мог никто. Это пришло позже! В Средние века вершиной человеческой деятельности был храм. Готический собор строился как образ Божьего мира, и Создателя уподобляли архитектору Вселенной. Он иногда изображался расчерчивающим небесную сферу с циркулем в руках (31). Позже эта метафора вдохновляла масонов-каменщиков. 31. Бог-Отец измеряет мир. Ок. 1250 Для понимания живописи авангарда нужно уметь видеть картину как предмет, как холст, покрытый красками. Она создается не с целью что-то изобразить, а исходя из потребности что-то выразить. Это не отражение реальности, а самоценная новая реальность, созданная чисто живописными средствами. Поэтому живопись авангарда обращает особое внимание на художественные средства, которые ценятся сами по себе, а не как способ создания изображения. Художник-творец теперь перенаправляет внимание зрителя с самой картины на творческий процесс ее создания. Картина становится не целью работы, а живописным следом его действий.. Такое развитие живописи привело к потере целостности, к распаду картины на составные части и к умиранию самой живописи, которой если и суждено возродиться, то в каком-то новом, неведомом пока качестве. По-видимому, это соответствует состоянию всего мира в ХХ веке. Метафорически конец живописи, за которым новое начало, ярче всего выразил знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича, что делает эту картину метафорой всего столетия Литература1. Данилова И.Е. Картина как общая формула мировидения.В сб.: «Исполнилась полнота времен...» М., 2004.2. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М., 19913. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.4. Черный квадрат. Спецвыпуск газ. «Искусство», № 18, 2007.

Приложенные файлы

  • pptx 15767574
    Размер файла: 6 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий