КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Кафедра истории и теории культуры


КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО




Рабочая программа
для бакалавриата по направлению
03000 Культурология,

профиль
Культура стран и регионов мира: Европа










Москва 2011

















КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО


Рабочая программа

Составитель: Е.Г. Лапина-Кратасюк, канд. культурологии, доц.



Рабочая программа утверждена на заседании
кафедры истории и теории культуры 21.04.11 протокол № 8
































© Российский государственный гуманитарный университет 2011
Аннотация

Курс «Культура современного европейского кино» входит в состав дисциплин вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 033000 «Культурология». Содержание дисциплины охватывает темы и проблемы, связанные с изучением истории и теории кинематографа, а также основных элементов анализа фильма.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
ОК-1 - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2 - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
ОК-5 - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
ПК-1 - способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности;
ПК-2 - способность применять методологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; свободное владение теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик;
ПК-8 - способность строить межличностную и межкультурную коммуникацию; владение навыками и приемами профессионального общения.

Программой предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса; собеседования в режиме «вопрос – ответ»; составления тезауруса и отчета по нему, написания реферата (эссе) и письменной работы по теме.
- промежуточная аттестация: зачет с оценкой.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (22 часа) занятия, семинары (32 часа), самостоятельная работа студента (54 часа).

Пояснительная записка
Цель курса: сформировать у слушателей бакалавриата представление о кинематографе как о центральной системе визуальной репрезентации, характерной для ХХ века. Сформировать представление о роли европейского кино в истории мирового кинематографа.
Задачи курса:
- изучить подходы к формированию истории кинематографа и той роли, которую играет в этой истории европейское кино;
- освоить основные понятия истории европейского кинематографа, такие как импрессионизм, экспрессионизм, неореализм, новая волна, авторский кинематограф и т.д.;
- изучить основные принципы теории кино и развития этого направления на протяжении ХХ века;
- научиться понимать и аргументировать позиции представителей различных направлений теории кино;
- освоить базовые методы анализа фильма.

В структуре ООП дисциплина «Культура современного европейского кино» размещена в вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров, модуль современных культурных форм и практик.
Темы и проблемы дисциплины логически и содержательно связаны с курсами вариативной части профессионального цикла: «МЕДИА КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ», «СОВРЕМЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ» и «ФОРМЫ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЕВРОПЫ».
Изучение курса необходимо бакалаврам для подготовки выпускной квалификационной работы и самостоятельной научной профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты освоения курса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: ОК-1; ОК-2; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-8.
1. Знать: основные этапы истории европейского кино. Основные положения европейской киномысли. Базовые понятия теории кино и культурологических исследований, связанных с изучением современной визуальной культуры.
2. Уметь: определять основные черты того или иного истории европейского кино. Проводить самостоятельный историко-культурный и более специализированный киноведческий анализ фильмов.
3. Владеть: техниками анализа фильма; навыками ведения дискуссии по вопросам теории кино.
Курс рассчитан на бакалавров, обучающихся по направлению «Культурология», его изучение планируется во втором семестре третьего года обучения.


Структура дисциплины (учебно-тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 (три) зачетных единицы, 108 часов




п/п

Раздел
Дисциплины
Семестр
Н еделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
по неделям семестра
Форма промежуточной аттестации
по семестрам





Лекции
Семи
нары коллоквиумы
Практ.
зан.
Само-стоятельная
Работа



Часть I. Европейский кинематограф в 1895-1945 гг.
1
1-8




-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Анализ фильма
- Письменная работа (10 – 15 с.)


Тема 1.1. Возникновение кинематографа. Ранний европейский кинематограф (1985-1920 гг)

1 -2
4


2
-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Анализ фильма



Тема 1.1.1.
Люмьеры vs. Мельес: имеет ли гипотеза Ж. Садуля эвристический потенциал?



2

2



Тема 1.2. Авангардные направления в немом европейском кино.

3-5
2


2
-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Анализ фильма



Тема 1.2.1
«Демонический экран»: социокультурный анализ фильмов немецкого экспрессионизма.



4

2



Тема 1.2.2.
Понятие «фотогении»: визуальные особенности французского импрессионизма.



2

2



Тема 1.3. Кинематограф и пропаганда (Германия, Италия, Советский Союз)

6-8
2


2
-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Анализ фильма



Тема 1.3.1
Советская школа монтажа и понятие «интеллектуальный монтаж» С. Эйзенштейна.



2

2



Тема 1.3.2
Кинематограф Л. Рифеншталь.



2

2



Суммарный контроль по 1 части курса






- Проверка словаря терминов и понятий курса
- Письменная работа (10 – 15 с.)


Промежуточная аттестация







зачет


Часть II.Кино Европы в 1945-1990 гг





2
-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Участие в ролевой игре
- Реферирование
специализированного текста (2-5 с.)


Тема 2.1 Неореализм как художественное и политическое движение.

9-11
2


2
-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Анализ фильма



Тема 2.1.1
Теоретические работы Чезаре Дзаваттини и Роберто Росселлини




2

2



Тема 2.1.2
От неореализму к авторскому кино: Л. Висконти, Ф, Феллини, М. Антониони



4

2



Тема 2.2 «Новая волна» во Франции и «волны» в Западной и Восточной Европе

12 - 13
2


2
-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Анализ фильма



Тема 2.2.1
Андре Базен: эстетика и идеология «новой волны». Фильмы и тексты Ж.-Л. Годара



4

4



Тема 2.3. Шведский кинематограф: фильмы, спектакли и книги Ингмара Бергмана.

14
2
2

4
-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Анализ фильма



Тема 2.4.Новое немецкое кино. В. Вендерс, В. Херцог, Фассбиндер

15
2
2

4



Часть III. Эстетические направления в кино Европы последней трети ХХ – начала ХХI века.

16-18



2
-Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Анализ фильма
- Письменная работа (10 – 15 с.)


Тема 3.1
Догма – 95. Манифесты и практика. Фильмы Ларса фон Триера.

16
2
2

4



Тема 3.2
Испанский кинематограф: от национальной специфики к постмодернизму. П. Альмодовар


17
2
2

4



Тема 3.4. Современное британское кино

18
2
2

4



Суммарный контроль по 2 части курса
2




2
- Проверка словаря терминов и понятий курса
- Письменная работа (10–15 с.)


Промежуточная аттестация







Зачет



ВСЕГО


22
32

54




Образовательные технологии
Реализуемые в курсе образовательные технологии призваны сформировать профессиональную направленность обучения бакалавров.
Аудиторные лекционно-семинарские занятия (52 часа) проводятся с применением электронных технических средств обучения (ПК, презентации с использованием мультипроектора).
При реализации программы курса «Культура европейского кино» используются: проблемный метод изложения лекционного материала, метод группового взаимообучения, ролевая игра, дискуссии бакалавров по наиболее сложным темам и проблемам на семинарских занятиях.
Самостоятельная работа бакалавров организуется с использованием ресурсов научной библиотеки РГГУ, свободного доступа к Интернет-ресурсам, а также – с освоением полнотекстовых материалов (монографий, статей), которые составляют электронный ресурс кафедры истории и теории культуры.
Бакалаврам предоставляется возможность выступать с докладами на студенческих конференциях РГГУ, используя материалы курса.

Система текущего контроля и промежуточной аттестации бакалавров

Шкала оценки освоения курса
100-балльная шкала
Традиционная шкала
Шкала ECTS

91 – 100
отлично
зачтено


A

83 – 90

хорошо

B

75 – 82


C

61 – 74

удовлетворительно

D

51 – 60


E

31 – 50

неудовлетворительно

не зачтено
FX

0 – 30


F





Раздел курса
Недели семестра
Мин. /Макс. кол. Баллов
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Проверяемый компонент компетенции


Часть I.

1 сем

1-18

40/60
- Устный ответ,
обсуждение прочитанного текста
- Ролевая игра
- Реферат (2 -5 стр.)
- Способность разбираться в проблемах теоретической культурологии


Суммарный текущий
контроль по курсу




20/40
- Участие в итоговой дискуссии по основным проблемам курса
- Проверка словаря терминов и понятий курса
- Письменная работа (10–15 стр.)
-Умение интерпретировать специализированные тексты
- Умение использовать знания в ходе научной дискуссии
-Применение теоретических положений по проблематике курса в собственных исследовательских разработках

Промежуточная аттестация


Зачет с оценкой


Всего

60/100




Часть II.

2 сем

1-14

40/60
- Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста
- Ролевая игра
- Реферирование
текста статьи (3–5 стр.)


- Овладение проблемными полями и понятийным аппаратом теоретической культурологии
-Умение самостоятельно анализировать тексты разной сложности
- Развитие навыков критического мышления

Суммарный текущий
контроль по курсу


20

20/40

- Участие в итоговой дискуссии по основным проблемам курса
- Проверка словаря терминов и понятий курса
- Письменная работа (10–15 стр.)
-Умение аргументировать собственную исследовательскую позицию
-Применение теоретических положений по проблематике курса в собственных исследовательских разработках

Промежуточная аттестация


Зачет с оценкой


Всего

60/100




Максимальное количество баллов по всем формам текущего контроля – 60.
Бакалавр допускается до сдачи зачета при условии выполнения обязательного предусмотренного программой минимума заданий по текущему контролю (не менее 40 баллов).

Критерии оценки качества компетенций студентов

Основой для оценки студента служит уровень усвоения материала, предусмотренного государственным образовательным стандартом и учебным планом дисциплины.
Таблица распределения баллов:

Форма контроля
Максимальный балл
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно

Устный ответ
5
5
4
3
3 - 0

Командная работа в семинаре (ролевая игра, обсуждение текстов)
20
20
20-18
18-16
16 - 0

реферирование статьи (3-5 с.)
15
15-13
15-13
13-12
12 - 0

Письменная работа (10-15 с.)
20
20-18
20-15
15-14
14 - 0

Экзамен
40
40-35
35 -25
25-15
14-0


Критерии оценки текущего контроля

- «отлично»: проблема освещена полностью с включением элементов творческого подхода (возможны незначительные недостатки).
- «хорошо»: проблема освещена грамотно, но с недостатками.
- «удовлетворительно»: проблема освещена в общем и целом.
- «неудовлетворительно»: неприемлемый уровень освоения материала, требуется дополнительная работа.

Для курсов, по которым промежуточная аттестация - зачет
Отметка «зачтено» ставится студенту, который показал достаточный уровень подготовки по дисциплине, ознакомился с основной литературой, обозначенной в программе, и не допустил принципиальных ошибок при ответе.
Отметка «не зачтено» ставится студенту, который не усвоил основной предусмотренный программой материал и допустил принципиальные ошибки при ответе.
Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации
Примерная тематика письменных работ и рефератов
Конструирование пространства в фильмах Жоржа Мельеса.
У истоков документалистики: ранние немые фильмы французских и британских кинематографистов.
«Демонический экран»: политическое содержание и эстетические открытия.
Концепции «фотогении» в теоретических работах Л. Деллюка и Ж. Эпштейна.
Экономические, политические, технологические и эстетические последствия прихода звука в кино.
Формульный кинематограф в 30-40гг.
Интеллектуальный монтаж С. Эйзенштейна.
Пропагандистский кинематограф.
Концепция неореализма в теоретических работах Р. Росселлини и Ч. Дзаваттини.
Основные эстетические элементы «новой волны» в критических статьях А. Базена.
Понятие «авторского кинематографа».

Контрольные вопросы
Список базовых понятий
Кинематограф Люмьеров
Кинематограф Мельеса
Крупный план
Экспрессионизм в кино
Монтаж
Импрессионизм в кино
Фотогения
Вертикальный монтаж
Контрапункт
Формульное повествование
Глубина резкости
Популярная культура
Пропаганда
Неореализм
Новая волна
Подвижная камера
Длинный кадр
Авторский кинематограф


Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основные источники

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости //Беньямин В. Избранные эссе. М., 1996. (или любое другое издание).
Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва-Жуковский: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003.
Самутина Н. Мельес жив, или Магия перевода// Синий диван. №7. 2005. С.95-119.
Кавелти Дж. Изучение литературных формул//Новое литературное обозрение.- 1996.- №22. – С.33-64.
Фантастическое кино. Эпизод первый. М.: НЛО, 2006.
Самутина Н. В. "Cult camp classics": специфика нормативности и стратегии зрительского восприятия в кинематографе // "Гуманитарные исследования" (ИГИТИ ГУ-ВШЭ), 2008. Вып. 1 (31). 44 с. 
Самутина Н. Современное европейское кино и идея культуры («прошлого»).- М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003. Оно же в кн.: Феномен прошлого. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
Нил С. Арт-синема как институция//Логос. 2002. №5-6.
Аронсон О. Советский фильм: неродившееся кино//Аронсон О. Метакино. М.: Ad Marginem, 2003.
Марголит Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (Краткий очерк истории художественного кино) // Киноведческие записки. 2004. № 66.
Самутина Н. В. Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино // "Гуманитарные исследования" (ИГИТИ ГУ-ВШЭ), 2007. Вып. 1 (27). 48 с.

Gunning T. The Cinema of Attraction: Early Film, Its Spectator, and the Avant-Garde // Early Cinema: Space, Frame, Narrative / Ed. T.Elsaesser. London: British Film Institute, 1990
Cinema and the Invention of Modern Life/ Charney L., Schwartz V.R., eds. Berkeley: University of California Press, 1995.
Bordwell D., Staiger J., Thompson K. The Classical Hollywood Cinema: Film Style and Mode of Production to 1960.- L., 1985.
Elsaesser T. European cinema: Face to face with Hollywood. Amsterdam UP: Amsterdam, 2005.
Vincendeau G. Issues in European cinema//The Oxford Guide to Film Studies. Oxford Univ.Press, 1998. P. 440-448
Higson A. The Concept of National Cinema//Screen.- 1989 -Vol.30, №4.- P.36-46.
Bordwell, D./Thompson, K. Film Art. An Introduction. 5th ed. N-Y, 1997. (или любое другое издание)
Hayward S. Cinema Studies. The Key Concepts.- L., 2000


Дополнительные источники

Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма//Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб., 2004. С.79-122.
Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. М.: НЛО, 2007
Булгакова О. Фабрика жестов. М.: НЛО, 2005.
Вирильо П. Машина зрения. Спб.: Наука, 2004
Цивьян Ю. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930. Рига, 1991.
Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М.: РГГУ, 1998
Соува Д. 125 запрещенных фильмов. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004.
Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерных исследований. Минск, 2000. С. 280-296.
Плахов А. Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. Винница: АКВИЛОН, 1999.
Плахов А., Плахова Е. Аки Каурисмяки. Последний романтик. М.: НЛО, 2006.
То, что вы всегда хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока. М.: Логос, 2004.
Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996.
Самутина Н. Тео Ангелопулос: прошлое, память, истоки // "Киноведческие записки", 2004, № 66.
Кино: политика и люди (30-е годы). М., 1995.
Советская власть и медиа. Спб: Академический проект, 2006.
Аронсон О. Бюрократизация воображения. Фантомы и фантазмы «Ночного» и «Дневного дозоров» //Дозор как симптом. М.: Фаланстер, 2006.
Жежеленко М., Рогинский Б. Мир Альфреда Хичкока. М.: НЛО, 2006. (вторая часть, где подробно анализируются два фильма Хичкока).
Кнабе Г. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя “Брюхо архитектора” // Вопросы философии. - 1997. - №5.- С.80-95.
Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.

Dyer R. Heavenly Bodies: Film Stars and Society. L.: BFI, 1986.
Film Genre Reader III. Edited by Barry Keith Grant. University of Texas Press, 2003.
Rosenstone R. Visions of the Past: the Challenge of Film to our Idea of History. Cambridge, 1995.
Sobchack V. Screening Space. The American Science Fiction Film. Rutgers Univ.Press, 1987. Bordwell D. The Way Hollywood Tells It: Story and Style in Modern Movies. Berkeley: University of California Press, 2006. 
Hollywood and Europe. Economics, Culture, National Identity: 1945-95. BFI, 1998
European Identity in Cinema/Ed. By W.Everett . L.:Intellect, 1996.
Forbes J., Street S. European Cinema. An Introduction.- L., 2000.
Popular European Cinema/Ed. by R.Dyer and J.Vincendeau. - L.; N.Y.: Routledge, 1992
Reinventing Film Studies/Ed.by C.Gledhill and L.Williams. – L.: Oxford Univ.Press, 2000
The Oxford Guide to Film Studies/Eds.J.Hill, P.Ch.Gibson. Oxford, N-Y: Oxford Univ. Press, 1998.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная учебная литература по курсу:
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2000.
Hayward S. Cinema Studies. The Key Concepts.- L., 2000.
Bordwell, D./Thompson, K. Film Art. An Introduction. 5th ed. N-Y, 1997 (или любое более позднее издание).

Основные справочные издания:

The Oxford Guide to Film Studies/Eds.J.Hill, P.Ch.Gibson. Oxford, N-Y: Oxford Univ. Press, 1998. Имеется в Государственной библиотеке иностранной литературы.
The Oxford History of World Cinema/Ed. G.Nowell-Smith. Oxford, N-Y: Oxford Univ. Press, 1996. Имеется в Государственной библиотеке иностранной литературы.
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Методические рекомендации студенту
по организации самостоятельной работы

В содержательном плане бакалавр должен ориентироваться на усвоение проблематики теоретической культурологии, включающей в себя разные концепции, познавательные подходы и методы изучения культурных процессов, форм и практик.
Студенту, желающему углубить свои знания, предоставляется возможность расширить круг специализированного чтения за счет обращения к дополнительным источникам, указанным в программе курса.
В процессе самоподготовки студенту следует:
- изучать и анализировать источники и научную литературу, рекомендованную преподавателем по программе курса;
- пользоваться ресурсами Интернета для самостоятельного поиска научной информации по курсу.
- обращаться за разъяснениями к преподавателю по вопросам курса, которые вызывают затруднение.
Трудоемкость освоения курса составляет 108 часов, из них 52 часа – аудиторные занятия и 52 часа отводится на самостоятельную работу студента.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615

Приложенные файлы

  • doc 15650978
    Размер файла: 211 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий