История Дизайна Шпоры


Б-11.2. Первая школа дизайна 1919- 1933 годы. ВХУТЕМАС и Баухауз.
Баухайз – крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно - художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, должна вытекать из их практической полезности.
1918г. ноябрьская революция в Германии (послевоенное время)
Новые революционные идеи
1919г. экономический кризис – основание Баухауса.
 Встает вопрос о проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. ( В Великобритании стали печатать сделано в Германии, чтоб отвратить потребителя).Все это создавало объективные условия поиска новых принципов формообразования промышленных товаров , способных повлиять на изменение этой ситуации.
столкновение новизны и мещанство.
1925 После 6 лет в Ваймаре, становившимся оплотом реакции, Б. эвакуирован в более дружественную Дессау. Через 7 лет нацисты вытесняют Б.
1932 перебирается в Берлин
1933 перестает свое существование.
В Веймаре 1919-1925.
1919 – слияние и реорганизация Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств = государственное учебное заведение нового типа – Баухаус.
Вальтер Гропиус – берл.арх. основатель и первый директор Б.
цели
1. единение в одной школе изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой.
По подобию средневековых сообщество строительства храмов основатель Б. Вальтер Гропиус стремился создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества. Главный педагогический принцип – соединение обучения и ремесла (между худ. и ремесл. не сущ. разницы) худ. высшая ступень ремесленника.
Баухютте – хижина строительства ,(сообщество которые трудилась над объектов объеденные духовным смыслом)
2. отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования
3. синтез всех художественно – производственных дисциплин в общее художественное произведение.
обучение
1. вводный курс – приобретение рядов навык, после чего только обучение.
вел курс Иоганес Иттен его задачи - пробудить творческие силы и худ. способности
- облегчить дальнейший выбор профессии
- познакомить студентов с основами худож. композиции
Василию Кандинскому особая роль была отведена: он вел курс основ формообразования, семинары цветоведения и аналитического рисунка, руководил мастерской настенной живописи и выполнял обязанности заместителя директора Б.
a) студентов готовили к проектированию для массового производства, требовались знания производственного процесса
b) «ученик – подмастерье - мастер» - структура средневековых ремесленных цехов
c) особое внимание уделялось проблемам жилища для рабочих
это раздражало политически консервативные партии, они добились 50% сокращения бюджета Б., тем самим сделав фактически невозможным дальнейшую работу Б. в ВЕЙМАРЕ.
1925, 1 апреля совет мастеров решил закрыть школу в Веймаре.
В Дессау 1925-1932.
Программа строительства комплекса Б. - гл. здание – аудитории, мастерские, столовая, администрация, общежитие, и дома с мастерскими для преподав.
1926, 4 декабря новое здание было торжественно открыто, при участии тыс. гостей и политиков и арх.
укрепились планы развития Б., прояснилась их соц. значимость
дальнейшее становление педагогической системы и развитие формообразования.
новый профиль – индустриальное формообразование
деловые связи с промышленностью – школа дала образцы для производства(осветительную арматуру, ковры, ткани, и мебель из стальных труб)
1926 в октябре признан на гос. уровне – опять «высшая школа формообразования» - с правом выдавать диплом.
буржуазно настроенное объединение + рейхстаг начинают борьбу с Б.-------
1928, 1 апреля Гропиус покидает Б. в место него Ханс Майер (швейц. арх.)
Ханс Майер – больше внимания арх., связи обучения и исследовательской деятельности со строительной практикой и промышленностью. Революционное рабочее движегние.
1930 летом он уволен по политическим мотивам, он уезжает с несколькими учениками в советский союз
Мисс ванн де Роэ – 3 директор Б.- исключил все политические деятельности. Занятия приблизились к академическим формам.
1931 – правые силы получили усиление, и поставили вопрос о прекращении выделения средств Б.
1932, 1 октября прекратить существование Б. и персонал уволить.
В Берлине 1932-33.
в здании тел. фабрики, но с приходом фашистов судьба была предрешена
1933, 11 апреля полиция провела обыск (типа в здании коммунистическая литература), у кого не было документов, забрали
1933, 20 июля совет педагогов решил ликвидировать Б.
Вальтер ГРОПИУС, Ханс Майер, Мисс ванн дер Роэ.
Иоганнес Иттен, Георг Мухе, Василий Кандинский, Ласло Моголи-Надь, Пауль Клее, Юст Шмидт, Юзеф Альберс.
ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН1
1825 по инициативе графа Строганова в Москве откр. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам.
После октябрьской рев. 1918 в сов. России была осуществлена реорганизация всей систем худ. Обр.
Были созданы
12-2. Производственное искусство в современной России.
На ряду с авангардными течениями зарождается «производственное искусство» - уходящий корнями в футуризм 20. интеграция искусства и техники
отрицание старого станкового искусства
искусство – новая форма практической деятельности
Движение опиралось на:
худ., которые в процессе формально-эстетических экспериментах вышли в предметный мир
на теоретиков – социологов и искусствоведов
Поэтому производственное искусство несло социально-художественный характер.
Сильная группа теоретиков: Брик, Пунин, Арватов, Кушнер, Ганн, Третьяков, Тарабукин, Чужак….
Теория производственного искусства начинала формироваться в условиях, когда еще самого произ.ис-ва, как сферы творчества не было. Развитие теории опережало развитие практики.
Арватов (искусство – высшая квалификация мастерства) – соц. – техническая целесообразность – единственный закон и критерий художественной деятельности (формообразующая деятельность) ------ чем лучше в смысле формообразования сделана вещь, тем она художественнее.
Кушнер – художник должен войти в производство , заменив в нем инженера, став худ-инженером----искусство слитно с инженерией в новом неведомом синтезе, построенном на базе новейших достижений науки и техники.------позднее получившем название ДИЗАЙН.
С производственным искусством связаны имена худ-авангардистов: Родченко, Лисицкий, татлин, Степанова, Эскер.
Оформление революционных праздников
Массовые внедрения зарождающегося дизайна: Оформление революционных праздников, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр…
агитационно-идеологический характер
но худ. прибегали к худ.- оформительским приемам и уделяли внимание проблемам худ. – конструкторским (трибуны, киоски...)
худ. стремились создать новый облик городской среды (отделить новое революционное от буржуазного старого)
от худ. требовалось не органически вкл. в арх. композицию, а максимально, с помощью худ-оформительской структуры, подчеркнуть их художественный конфликт.
Б13-2. Художественное творчество в Советской России.
Худ творчество в советской России.
после 1917 года (октябрьской рев.) – установился новый режим - враждебный буржуазным ценностям капиталистического запада. Выражалось это в поддержке современному искусству.
Авангард двигался в сторону беспредметности.
с 1910-14 возникли направления в беспредметности (Супрематизм, конструктивизм)
Кандинский, Татлин, Малевич.
Авангардисты рассматривали беспредметность как логическое продолжение форм прежнего искусства.
Супрематизм Казимира Малевича.
супрематизм (превосходство, доминирование) - один из первых русских авангардных течений в искусстве, термин создан Малевичам для опр. абстрактных комп., представленных им в декабре 15 на футуристической выставке «ноль, десять» в Петрограде.
 игнорирование реальностью изображаемого объекта
 протест против натуризма в искусстве
 регулярные геом. фигуры
 чистые локальные цвета
 и фон, как некое пространство «белая бездна», где придерживались законам динамики и статики.
творчество Малевича
 усиление роли геом. плоскостей в общей композиции картины
 цвет начал отходить на второй план
 формирование объектов, которые выводили супрематизм в арх.
супрематизм сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, на плакаты, на ткань, на посуду,….потом только в арх.
Лисицкий (худ + арх) – выход супр-ма в объем, он оказался своеобразным катализатором, ускорившим бурное формирование объемного супр-ма.
1919-21 создает «проуны» (проекты утверждения нового)- аксонометрические изображ. находящихся в равновесии различных по форме геом. тел.
середина 20 – архитектон – реальные объемные композиции в реальном пространстве. (шаг Малевича в процессе выхода супр.ма в арх.)
планиты - гр. чертежи жилых домов- сложные композиции из пересекающихся параллелепипедов.
После выхода супр-има в предметный мир, Малевич решил что его задача как худ закончена и ушел а область мысли!
геометрические формы супрем-их композиций , архитктон и планит Малевича повлияли на творческие поиски голландской группы Де Стейл и на худ принципах Баухауза. Худ Малевич помог архитектором по новому увидеть геометр. фигуры без декора.
Конструктивизм Татлина.
конструктивизм – родоначальником считается Татлин с его проектом 400 метрового памятника 3 Интернационалу.
Башня Татлина стала одним из символов нового искусства. По мнению специалистов влияние этого проекта на современную арх более значительна, чем влияние Эйфелевой башни на арх 19 в.
1923 – поставил спектакль, проектирует одежду, посуду, мебель
1929-32 – с помощником работает над «Летатлином» - летательный аппарат
В своих экспериментальных работах, педагогической деятельности во ВХУТЕМАСе – внимание уделяет рациональности и функциональности формы, ее соответствию свойствам материала.
Билет №14
2. Художественный авангард в Европе в начале ХХ века. Группа «Де Стейл».
Рождение абстрактного искусства
Промышленная революция – подорвала старый порядок, все прежние истины (чел знаний, практической деятельности, культуры) подверглись кардинальному пересмотру.
1917 – рев. в России, 1918 – рев. в Германии
открытие в науке и технике (теория относительности Эйнштейна, телеграф, бензиновый автомобиль…)
Авангардисты:
сжигают мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые наглядно отразили бы дух современности
стремление худ., пред переходом в новый век, современности и оригинальности, обновление основополагающей цели пренебрежение красотой, сюжетом, колоритом…
погружение в природу чувства, интеллекта, разума…
1907 – зарождение абстрактного исусства - Авиньонские девицы – Пикассо- первая кубическая картина
отказ от иллюзии пространства
постепенно изображение в работах кубистов перестает быть представлением, выражением, символомтприроды или человека, а становиться самоценной вещью.
Кубизм
Пикассо изобрел кубизм , но это скорее поиск многих худ.
нет стремлении воспроизвести внешность вещей с одной позиции, они обходят их, пытаясь осознать их внутреннее строение, пытались расширить пределы оптического видения.(рассматривают предметы как бы относительно)
сверху, снизу, изнутри, снаружи + время
1910 к Пикассо присоединился Брак, они положили начало новой стадии кубизма «синтетический» или «коллажный» - вместо того чтоб лепить и высекать, кубисты работают с инструментами кузнеца…- изменил сам процесс творчества.
концепция, содержание, смысл берут верх над индивидуальным мастерством ремесленника.
Футуризм
худ. увидели в новом силе (кубизм) сходство с геом. точностью техники, позволяющее легко приспособить его для отражения динамизма современной жизни, воспеть красоту машины
куль машины (работы группы итальянских худ. объеденных под названием - футуризм)
1909 - 1 манифест футуризма (Томмазо Маринетти ) – наступление промышленной эры, эпохи скоростей…воспевалось динамика и грохот современного индустриального города
в основе ф. живописи, ск., арх.,лежит выражение движения в двух формах – проникновение внутрь и одновременности
футуризм вымер во время 1 мировой, его создатели погибли от оружия, которое прославляли на кануне в манифесте, но их наследие было подхвачено во Фр. Америке и конечно в России.
Абстракционизм
разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дошли до полной абстракции, сохранив слабую связь между изображением и объектом, их новации довели до лог. завершения Кандинский и Малевич (беспредметность, безформенность)
Кандинский утверждает, что гл. цель искусства в выражении внутреннего мира худ. Он с худ. таких же взглядов создает группу «Синий всадник», убежденные в том что современное общество, погрязшее в материализме, обречено, они искали спасения в мире чистого воображения
Мондриан радикал абстракционист
неопластицизм – трех мерный объект должен быть сведен к плоскости
отказ от создании какого либо объекта на полотне (иллюзии объекта)
исключение изображения предметного мира
основными эл. его творчества становиться чистый цв. и плоскости, их внутреннее соотношение и равновесие (голубой, красный, желты + черный и белый) Голландская группа Де Стейл
Во время 1 мировой войны центр худ. творчества переместился из Фр и Гер в страны сох нейтралитет.
Журнал Де Стейл
основатель Тео ван Дусбургон – для радикально настроенных худ., гр., арх.
не закрытая группа (и русский авангардист Лисицкий и ит. футурист Северини и немецкий дадаист Ганс Арп)
17 октября 1917 первый номер журнала – публикуют теории и манифесты и ведут широкую пропаганду идей Де Стейл.
теории развитие нового строго абстрактного стиля, основанного на иск. прямых линий в комбинации с белым и черным, др. первичными цв.
отказалось от изображения природы
группа выхолащивала из живописи все эмоциональное, индивидуальное
и стремилась привести в искусстве общих законов и конструкций
чистая абстракция, строгий геом. порядок-----создавать независимое от природы порядок и гармонию
отказ от орнаментов --- идея чистоты (голландский пуританизм и нечто протестантское)
Формально строгий изобразительный стиль Де Стейл отражает острую потребность в порядке, которую испытывает мир, погрязший в хаосе
Б15-2. Первые идеи функционализма в Европе. Германский Веркбунд.
Б-16-2. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа.
Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской. В отличие от Европы она была богата сырьем, но бедна квалифицированной рабочей силой.
С 1860-95 промышленное производство выросло в 7 раз, США обогнав Герм. т Фр. вышла на второе место после Англ.
Необремененные вековыми традициями в области худ. стилей, они искали новые формы, созвучные времени и характеру индустриального производства. Начала рождаться новая профессия дизайнера.
На рубеже 19-20 заметным явл. стала промышленная арх. США, экзотичные для Европы: высокие дома, односемейные коттеджи, оснащение новейшими средствами жизнеобеспечения.
1920ые дизайнерский бум, пик его это всемирная выставка в Н-Й(39-40).
ранний американский функционализм – универсальная модель развития «дизайна для всех»
1 Всемирная промышленная выставка в Лондоне – школьная парта (тщательно приспособлено к возрасту ученика)
простота, техническая точность, правильность формы – особенности выставленных изделий американцами, стулья- от скамеек до кресел, без деревянной резьбы (которая так неудобна в жизни)- КОМФОРТ
промышленная нация, которая становиться худ.
красота, достигнутая не украшениями, а одной только формой (топора), и при том отлично функционально.
но были и противоположные мнения что отсутствие украшений, это показатель в каком плачевном состоянии находиться Американский художественный вкус.
Чикагская архитектурная школа
Изобретение парового лифта, однако традиционная строительная технология, стала препятствием роста зданий в высоту. Но архитекторы чикагской школыпопытались заменить несущие стены стольной конструкцией, что имело успех и получило распространение. Небоскреб стал наглядным символом превосходства американской экономики.
Чикагская школа- наиболее свободная от традиций европейской арх.
разработаны новые принципы постройки многоэтажных зданий – с использованием стальных каркасов + больших стеклянных плоскостей.
впервые (в 19) преодолен разрыв между конструкцией (инженер) и формой (архитектор) – архитекторы этой школы старались освоить формы в которых конструкция и арх. объединены в целое.
основатель Уильям ле Барон Дженни до того как стать арх. был инженером (поэтому арх. детали и декор были не значительными в его работах)
Луис Салливен – прошел подготовку у Дженни. (стальн. констр.) Из традиций в оформлении архитектуры у него можно встретить только орнамент на нижних и верхних этажах. минимум декора, но гармония достигалась пропорцией основных объемов, ритмом окон, отделка деталей. «Форма следует за функцией - таков закон, там где неизменна функция, неизменна и форма» - Формула Салливена, ставшая потом лозунгом для функционалистов.
Фрэнк Ллойд Райт.
патриарх Американской архитектуры в развитии индустриального дизайна.
здании и мебель, интерьерные работы и мебельные проекты.
его мебель для «домов прерий» отличаются изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией, без декоративных украшений.
ученик Чикагской школы
с 1932 года стал заниматься педагогической деятельностью (книги, статьи, лекции)
Он призывал изучать работу машины, ее логику, ее формы, ее влияние на людей, не допускать того, чтобы с помощью машины индустриальным путем тиражировалась пошлость и эклектика.
отвергая ручное производство как слишком дорогостоящее, он утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов.
Формирование общественного массового потребления (машины, холодильники, радиоприемники) раньше всего началось в Америке, ------промышленный дизайн как самостоятельная профессия.
в Европе Америку воспринимали как страну которая начала внедрять новый стиль «МАШИННОГО ВЕКА».
Даже молодой архитектор Гропиус (потом директор Баухауза) изучал американскую промышленную архитектуру, формы паровозов и пароходов.
Б17-2. Стиль модерн в Европе и России.
Новый стиль 1887-1914
В формообразовании предметов быта, так же, как и в арх, наблюдались бесконечные возвраты старым стилям (классическому, готическому…..)
Новый стиль возник на рубеже 19-20 почти одновременно во многих европейских
странах
важные черты:
функциональность
освобождение от излишков декора
обращение к национальным традициям
продуманные эстетические критерии
ретроспективизм + новаторская мысль
Результатом такой стилизации было создание совершенно новых форм, подчинение единому формообразующему началу.
Принципы формообразование нового стиля
Для отнесения предмета к новому стилю, необходимо наличие трех составляющих:
декоративные волнистые линии
определенная тематика
подчеркнутая целостность замысла
Ар нуво
стилистической особенностью стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий
стремление арх и худ создать единый синтетический стиль, в котором вс элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны единое худ целое (рисунки обоев, мебель, витражи сервизы…)----принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту целостность и худ завершенность
основательность, массивность, намек на постоянство, все это противоречило стилю ар нуво
ассиметричность и динамическое равновесие
Поиск новых худ средств, отказ от традиционных декоративных украшений, происходящие в то время научные и тех открытия, опр. худ. путь к новым инженерно-конструктивным решениям, технологиям обработки материалов и производства изделий.
Цвет, фактура и текстура материала, визуализация через напряженные линии работы конструкций стали предметом любования худ нового стиля, средством худ выразительности в формообразовании изделий.
Стилевые направления в модерне
Флореальный модерн
Назад к природе – цветы, стебли…. благодаря своим естественным изогнутостям служили материалом для творческих фантазий
наиболее распространенной темой стали: бутон, волна, пламя, облако, экзотические растения.(лилии, кувшинки, ирисы, орхидеи)
часто использовались восточные мотивы
женское тело + волны длинных волос
Школа Глазко
возглавлял Макинтош
более сдержанная разновидность ар нуво
свободно текущие линии здесь были под контролем
в центре внимания геом. формы
Макинтош разработал особый вид конструктивного орнамента, по средствам корого контур предмета превращается в элемент декора
Венский сецессион (Гер., Австрия)
1897 – Сецессион – Отто Вагнер
разрыв с академическим искусством
строгость и контролируемы контраст форм в произведениях (это стало началом превращения классического ар нуво во что то новое, что легло в основу арх 20, постепенно отказавшейся от не архитектурного декора и орнаментов, в основу нового стиля - функционализма)
Билет №18-2
2. Первые Всемирные промышленные выставки.
С 60 годов 18 века появляются общенациональные выставки торгово-промышленного характера
В Лондоне – 1761, 1767, Париже- 1763, Дрездене - 1765, Берлине – 1786, Мюнхене – 1788, С-П – 1828.
1. 1851г первая всемирная промышленная выстовка Хрустальный дворец Джозефа Пакстона
Промышленная революция 19в обусловила новую организацию рынков сбыта. Эпоха свободной конкуренции.
1851 – Англия - «великая» выставка в Гайд парке Лондона
под девизом «пусть все народы работают над великим делом совершенствования человека».
организаторы – принц-консорт Альберт и худ – прикладист сэр Генри Кольм.
участвовали 32 страны, работала 6 месяцев, посетили 6 млн. чел.
Новая архитектурная форма – из стекла и метала – Хрустальный дворец-
564х125м. собран за 6 месяцев
Хрустальный дворец
Был проведен конкурс на проект павильона. На конкурс поступило 245 работ, но не одна не была принята, принято предложение садовника Пакстона., который был известен интересными конструкциями оранжерей из стекла и метелла.
В Х.д. многие историки видят начало современной архитектуры, первые прообразы стиля Хай-тек. Это революция в архитектуре, которое положило начало новому стилю. После триумфа Х.д. архитектура на несколько десятилетий попадает в руки инженера.
представлены машины, минералы, изделия ремесленников, англ. судовое оборудование и локомотивы, уральская платина, фр. гобелены, тунисские ковры, фарфор, хлопок, первые изделия из каучука, швейцарские часы, русс. посуда из малахита, нож с 18 лезвиями. различные предметы роскоши – как дорогой магазин.
2. башня Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889
Со второй половины 19 выставочным центром становиться Париж.
1855, 1867, 1878, 1889, 1900
1867 – Дворец промышленности – эллипсовидный в плане
1889 – выставка посвященная 100 Фр.бурж.рев., к ее открытию сооружаются Дворец машин и башня Эйфеля.
Эйфелева башня - стала олицетворением промышленной революции 19 и постоянно действующим экспонатом
Эйфель сначало опасался оскорбить господствующий общественный вкус возведением бескомпромиссно обнаженной конструкции в самом сердце Парижа.
за 26 месяцев, конструкции изготовлялись на заводе, потом монтировались на месте.
В башне в первые удалось достичь столь полного взаимного проникновения внутреннего и внешнего пространства.(этот эффект можно оценить при спуске по спиральной лестнице. точка зрения наблюдателя непрерывно изменяется и возникает мгновенное впечатление четырехмерного пространства).
В грандиозных выставках отразились существовавшие тогда в обществе оптимизм и вера в неограниченные возможности индустрии. Люди искренне ожидали от индустрии решения всех вечных проблем.
Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произведениям искусства, впервые были представлены на всеобщее обозрение как худ. экспонаты. здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. в угоду запросам обывателя и вследствие инерции мышления самих художников, первые промышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором. однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали дурной вкус. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвевающегося особенностям технологии машинного производства, стала очевидной. обсуждение этих проблем имело большой общественный резонанс и стало первым серьезным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды. началось исследование принципов образования эстетических действенных форм в сфере промышленного производства.
Билет №19-2
2 Промышленная революция в Европе
Конец 18 начало 19 века
-Мануфактурное и ремесленное производство---крупная машинная промышленность
-массовое производство техники
-разнообразные товары дешевые, но качественные
1 фаза машинный переворот- 1750-1870
2 фаза энергетическая революция- 1870-1945
3 фаза интеллектуально – машинная (ЭВМ) начало 1945
4 фаза глобальная начало 1990 (глобальная информационная сеть по всему миру)
Великобритания 1760 раньше всех в европе-1820 (английская буржуазная рев.)
-текстильная отрасль
Дизайн как особый вид проектно - худ. деятельности
Англия первое изобретение 1733 – механический (самолетного) челнок для ткацкого станка Джона Клея - повышение производительности труда
- увеличение объема выпуска (шерсть и лен)
- спрос на пряжу
1765 механическая прядильная машина - Дженни (Джеймс Харгривс)
1765 паровой двигатель (Джеймсом Уаттом)
1769-70 паровая повозка (фр. Никола Жозеф Кюньо)
1803 пароход (ирландец Роберт Фултон)
паровоз для рельсового пути (Ричард Тревик)
1823 паровозостроительный завод (Стефенсон)
1825 начала действовать первая ж.д.
Механик Генри Модсли – изготовление машин машинами!
Механический суппорт
Станочная линия для поточного производства однотипной продукции (до нач.20в.)
Конвейер
Генри Форд, конвейерное производство автомобиля
-массовый выпуск сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров
Паровой двигатель – человеческая рука----машиностроение----сложнее машины---- тяжело совершенствовать----решение технических задач.
Рентгеновские лучи нем.Вильгельм Рентген
Радиоактивность фр.Пьером и Марией Кюри--------изучение строения атома
Планетарная модель строения атома англ.Эрнест Резерфорд
1913 квантовая теория строения атома датчанин Нильсом Бором
1907-1916 теория относительности Альберт Эйнштейн
Электродвигатель
1879 электрический локомотив нем.Сименс и Гальке (Берлинская промышленная выставка)
1930 Фотография химия + оптика
1886 электромагнитные волны нем.Герц-----
---1895 радиоприемник рус.Попов
Ручной труд вытесняет машина
Развитие технологий
Техн. прогресс входить в жизнь людей----влияние на мировоззрение
Эстетическая инородность изделий машинного производства в окр. Среде
Массовое тиражирование
Форма
Тревога за культуру в связи с развитием техники:
Фр. Революция 1790 выступление худ. Жак-Луи Давид (Гете,Шиллер)
1836 комитет Эверта (поощрения связи искусства, а повседневной жизни и техники)
Англ. Общество поощрения искусств, повседневной жизни и техники
Влияние культуры на развитие техники
1849 в Лондоне журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию- промышленное искусство (до этого, бытовые вещи, одежда, не пресекались с понятиями искусство и художественное творчество)
Билет №20
2. Научно-технические открытия XVII-XVIII веко
Конец 18 начало 19 века
-Мануфактурное и ремесленное производство---крупная машинная промышленность
-массовое производство техники
-разнообразные товары дешевые, но качественные
1 фаза машинный переворот- 1750-1870
2 фаза энергетическая революция- 1870-1945
3 фаза интеллектуально – машинная (ЭВМ) начало 1945
4 фаза глобальная начало 1990 (глобальная информационная сеть по всему миру)
Великобритания 1760 раньше всех в европе-1820 (английская буржуазная рев.)
-текстильная отрасль
Дизайн как особый вид проектно - худ. деятельности
Англия первое изобретение 1733 – механический (самолетного) челнок для ткацкого станка Джона Клея - повышение производительности труда
- увеличение объема выпуска (шерсть и лен)
- спрос на пряжу
1765 механическая прядильная машина - Дженни (Джеймс Харгривс)
1765 паровой двигатель (Джеймсом Уаттом)
1769-70 паровая повозка (фр. Никола Жозеф Кюньо)
1803 пароход (ирландец Роберт Фултон)
паровоз для рельсового пути (Ричард Тревик)
1823 паровозостроительный завод (Стефенсон)
1825 начала действовать первая ж.д.
Механик Генри Модсли – изготовление машин машинами!
Механический суппорт
Станочная линия для поточного производства однотипной продукции (до нач.20в.)
Конвейер
Генри Форд, конвейерное производство автомобиля
-массовый выпуск сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров
Паровой двигатель – человеческая рука----машиностроение----сложнее машины---- тяжело совершенствовать----решение технических задач.
Рентгеновские лучи нем.Вильгельм Рентген
Радиоактивность фр.Пьером и Марией Кюри--------изучение строения атома
Планетарная модель строения атома англ.Эрнест Резерфорд
1913 квантовая теория строения атома датчанин Нильсом Бором
1907-1916 теория относительности Альберт Эйнштейн
Электродвигатель
1879 электрический локомотив нем.Сименс и Гальке (Берлинская промышленная выставка)
1930 Фотография химия + оптика
1886 электромагнитные волны нем.Герц-----
---1895 радиоприемник рус.Попов
Ручной труд вытесняет машина
Развитие технологий
Техн. прогресс входить в жизнь людей----влияние на мировоззрение
Эстетическая инородность изделий машинного производства в окр. Среде
Массовое тиражирование
Форма
Тревога за культуру в связи с развитием техники:
Фр. Революция 1790 выступление худ. Жак-Луи Давид (Гете,Шиллер)
1836 комитет Эверта (поощрения связи искусства, а повседневной жизни и техники)
Англ. Общество поощрения искусств, повседневной жизни и техники
Влияние культуры на развитие техники
1849 в Лондоне журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию- промышленное искусство (до этого, бытовые вещи, одежда, не пресекались с понятиями искусство и художественное творчество)
Билет №21
2
Научно-технические открытия XVII-XVIII веко
Конец 18 начало 19 века
-Мануфактурное и ремесленное производство---крупная машинная промышленность
-массовое производство техники
-разнообразные товары дешевые, но качественные
1 фаза машинный переворот- 1750-1870
2 фаза энергетическая революция- 1870-1945
3 фаза интеллектуально – машинная (ЭВМ) начало 1945
4 фаза глобальная начало 1990 (глобальная информационная сеть по всему миру)
Великобритания 1760 раньше всех в европе-1820 (английская буржуазная рев.)
-текстильная отрасль
Дизайн как особый вид проектно - худ. деятельности
Англия первое изобретение 1733 – механический (самолетного) челнок для ткацкого станка Джона Клея - повышение производительности труда
- увеличение объема выпуска (шерсть и лен)
- спрос на пряжу
1765 механическая прядильная машина - Дженни (Джеймс Харгривс)
1765 паровой двигатель (Джеймсом Уаттом)
1769-70 паровая повозка (фр. Никола Жозеф Кюньо)
1803 пароход (ирландец Роберт Фултон)
паровоз для рельсового пути (Ричард Тревик)
1823 паровозостроительный завод (Стефенсон)
1825 начала действовать первая ж.д.
Механик Генри Модсли – изготовление машин машинами!
Механический суппорт
Станочная линия для поточного производства однотипной продукции (до нач.20в.)
Конвейер
Генри Форд, конвейерное производство автомобиля
-массовый выпуск сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров
Паровой двигатель – человеческая рука----машиностроение----сложнее машины---- тяжело совершенствовать----решение технических задач.
Рентгеновские лучи нем.Вильгельм Рентген
Радиоактивность фр.Пьером и Марией Кюри--------изучение строения атома
Планетарная модель строения атома англ.Эрнест Резерфорд
1913 квантовая теория строения атома датчанин Нильсом Бором
1907-1916 теория относительности Альберт Эйнштейн
Электродвигатель
1879 электрический локомотив нем.Сименс и Гальке (Берлинская промышленная выставка)
1930 Фотография химия + оптика
1886 электромагнитные волны нем.Герц-----
---1895 радиоприемник рус.Попов
Ручной труд вытесняет машина
Развитие технологий
Техн. прогресс входить в жизнь людей----влияние на мировоззрение
Эстетическая инородность изделий машинного производства в окр. Среде
Массовое тиражирование
Форма
Тревога за культуру в связи с развитием техники:
Фр. Революция 1790 выступление худ. Жак-Луи Давид (Гете,Шиллер)
1836 комитет Эверта (поощрения связи искусства, а повседневной жизни и техники)
Англ. Общество поощрения искусств, повседневной жизни и техники
Влияние культуры на развитие техники
1849 в Лондоне журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию- промышленное искусство (до этого, бытовые вещи, одежда, не пресекались с понятиями искусство и художественное творчество)
Билет №21
2. Ремесленные производства в Европе.
3. возникновение мануфактур (манус – рука + фактура -изготовление от лат.) по причине доведенного до совершенства ручного труда и глубокой специализации мастеров. Следствие, скачок в развитии массового производства и снижение себестоимости изделий. Появляются первые предпосылки к машинной технике.
4. Книгопечатание, изобретение бумаги.
5. Книгопечатание сыграло кардинальную роль в развитии средневековой техники, науки и культуры, сделав накопленные веками разными народами знания общедоступными.
6. Чай Лунь – изобрел бумагу (2 век), но до Европы она добралась только в 11-12 веке, вскоре она полностью заменила пергамент, на котором раньше писались книги.
7. Первые книги появились в Китае и Японии, 6в.(на пластине из дерева, слоновой кости , глины, вырезали иероглифы потто тушь и потом отпечаток,, В 9 веке появились уже Литеры-подвижные с буквами или слогами, которые можно было собирать в строчки).
8. Иоганн Гуттенберг- изобретатель печати с подвижным литером в Европе.(14-15в.)
9. 1450-в г.Майнце начал печатать Библию (на 1286стр.- 299 литеров и знаков).
10. 1440-тоже Гуттенберг -Печатные станки- ручной пресс, с двумя горизонтальными плоскостями , на одной матриценаборный шрифт, к другой прижималась бумага, матрица покрывалась сажей + льняным масло. до 100 отпечатков в час. такие книги наз.- инкунабул
11. Очки, компас, развитие мореплавания.
12. 1285г. Армати из Флоренции -первые очки-первое производство - развитие стекольного дела..
13. производство очков-подзорная труба-микроскоп-теоритические основы оптики-новые средства науке, позволив сконструировать принципиально новые приборы для исследований.
14. Магнетизм. В 3 в.д.н.э. в летописи в Китае описывается компас.В начале он представлял собой намагниченную иголку + пробка на воде в сосуде. В 14в. магнитную стрелку начали помещать на острие в середине бумажного круга - картуши, разделенного на 16 частей.
15. компас, труба, морская техника, дали толчок развитию путешествии, торговли, обмену научных знаний, позволили сделать 15-16в.эпохой великих геогр. открытий.
16. Цеховые объединения ремесленников.
17. Феодальные отношения породили цеховые объединения ремесленников, как средство зашиты против притеснений феодалами.
18. Впервые возникли в Византии и Италии (9-10в), отом и в Европе и на Руси.
19. Цех – объединение нескольких городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Во главе – мастер, имевший ограниченное кол. подмастерьев и учеников, цех регламентировал процесс производства (технология, цены, рабочий день......)
20. В Париже в начале 14в. свыше 300 ремесленных цехов- объединявших около 5.5тыс ремесленников.
21. Мануфактура, дифференциация инструментов труда, гидравлический двигатель.
22. С 16в. кооперация цехов в мануфактуры----еще большее разделения труда внутри производства----сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры(одна или две операции)- рост заработка рабочего, производительность труда, уменьшение себе стоимости.
23. Это все привело к разработка инструментов узкого профиля, именно для одно или двух операций!(на англ. железоделательных мануфактурах 18в применялось свыше 500 молотков разнообразной формы)
24. 14в. Италия – возникла мануфактура, в к.15- н 6в. уже Германия, Англия,Нидерланды,Фрнция.
25. 16-18в. суконные, шелковые, оружейные, стекольными, мануфактуры распространились по Европе.
26. С развитием мануфактур---больше рабочих----больше энергии------условия для перехода к машинному производству.
27. Изобретения часов, мельницы, теория машин
28. Часы – это первый автомат, употребленный для практических целей. На их основе развивалась вся теория, производства равномерных движений – К.Маркс.
29. 13в. механические часы башенного типа- с одной стрелкой
30. 15в. пружинные часы – переносные
31. 17в. 1657 – Христиан Гюйгенс- (голландец) – часы с маятником, а в переносных – спираль.
32. Мельница – водяные колеса- ветреная мельница.- освобождение рук человека от соприкосновения с предметом труда.----------------машинная индустрия не за горами…
33. машинная техника в период мануфактур представляла собой орудия труда, приводимые в действие силами природы.----водой—гидравлическое колесо.
34. Изза замены машинами людей, ремесленники добивались специальных законов, ограничивавших и даже запрещавших внедрение машин.
35. на пример как с ленточной машиной, в текстильном производстве, изобретателя посадили пожизненно. В Голландии и в Германии были запреты на эту машину(1623….), а в 18 веке наоборот начали давать премии если установят эту машину, ленточная машина заменяла около 20 чел.
Билет 22-2
2. Первые орудия труда и механизмы.
Предметное окружение чел имеет многовековую историю, с каменного века, когда первобытный человек изготовил первые орудия для труда, защиты и добычи пищи
ручное рубило
скребло
каменный топор
лук, стрелы
именно с помощью орудий челок встал на путь своего развития, путь открытий и изобретений, который привел к созданию и более совершенный орудий, предметов обихода, украшений и следовательно появления дизайна. История дизайна связанна с эволюцией предметного окружения чел.
Из камня
вулканического стекла
кости
дерево
кремень (делилось на тонкие пластины с режущими краями)
Ручные рубила - растирать, размельчать, соскабливать, очищать кожуру и кору, раздроблять орех.
человек стремился сделать его удобнее (эргономичнее).
Составные орудия труда, рукоятка- каменный топор – колун, каменная мотыга, копье- удобнее, эффективнее в работе.
Стремясь облегчить свой труд, люди начали более тщательно точить топор(полировали, шлифование).
Лук и стрелы-первые технически сложные оружия - позволило убивать на расстоянии, появились в мезолите(12-7 днэ) и были основным оружием до 18 века. лук открыл человеку тайну передачи преобразования движения, став первым прообразом сверлильного приспособления, музыкального инструмента.
Колесо и повозка –повозка, гончарный круг, мельница, воденное колесо- колесо вероятно, самое замечательное изобретение в истории техники, первые колеса появились в шумере 5200 лет назад. Первые дошедшие до нас изобретения колесной повозки найдены в Месопотамии(4 вднэ).
сплошные
деревянные
каменные (Китай, т. к. мало дерева)
со спицами (2000 гднэ)(для боевых колесниц т.к. они были легче)
подшипники – прообраз, мастер из дани ок.100лднэ(поместив вдоль оси колеса деревянные ролики.)
Плетение и ткачество - звериные шкуры сменились на ткань
плетение рыболовных сетей
ловушек
корзин
циновки из веток камыша
и только из ниток
Ткани сделанные из крапивы – 25-26 тыс. лет назад. после приручения животных-ткани из шерсти.
Первые предметы быта, керамика – конец каменного века(5-3 вднэ.) первые искусственные материалы ткань и керамика.
Глина, сначала обмазка жилища потом и плетенной посуды,
потом обжег (камневидность, водонепроницаемость, огнестойкость)
гончарное искусство (первые предметы быта, новые возможности приготовления и хранения пищи)
Литье металла, массовое производство – гончарная печь в процессе усовершенствования позволило освоить тем. свыше 500 гр.позволило чел. окрыть металлы.
медь (ок. 3000 днэ)
бронза - медь и олово(разъемные каменные формы - тираж)
получение железа, окончательно вытеснившее каменные орудия
потом сталь (с первой половины 1 тысячелетия днэ).
Разделение труда и обособление ремесла – пастушеские племена и земледельческие.
Скотоводство- молоко, шерсть…..---войлок, ткань---веретено, ткацкий станок. .Прирученный скор, заменил работу человека – вьючный, гужевой транспорт. Мотыга в плуг, нож—серб. Переработка продуктов земледелия - обмолот зерна---выпечка хлеба-----растительное масло----пиво.
рабовладельческий строй- специализация сельского хоз., класс ремесленников, торговля, как особый вид деятельности.----усовершенствование дорог, производство предметов роскоши, чеканка монет, широкое распространение колесной повозки и парусного корабля----строительство городов---специализации внутри труда.
Отдельные ремесла- В молотке (во времен Юлия Цезаря)
кузнечно-слесарный
плотничный
сапожный
каменотесный
Войны и развитие техники – войны ради рабов (Др. греция(сама с собой))Рим)постоянная военная опасность. Специальные осадные и оборонительные машины.
тараны - для разрушения крепостных стен
баллисты – метательные орудия
1. 304 г д н э. –гелеполя (берущая города)- осадная башня
2. 213-212 до н э. Архимед, баллисты и захваты (топить корабли)
3. (Александр Македонский) Диад – осадные башни , бурав (для сверления стен), лестницу(для стен),тараны.
Билет 23-2
Стиль высоких технологий «хай-тек».
Архитектурность машин 19 века в 20 сменилось на машинность архитектуры. Среду чел. бытия намеревались формировать по образу и подобию машины.
В 80х – Хай-стайл (высокий стиль) + текнолоджи (технологии).
В начале 20 века методы формообразования а технике стояли вне худ. культуры, они были отдельно от худ. формообразования. Теперь техническая форма вышла за пределы собственного техномира, проникнув в границы худ. культуры.
Норманн Фостер – англ. арх. и дизайнер, мастер хай-тека
Хай-тек в архитектуре.
Центр искусств им. Ж.Помпиду в Париже. именно здесь впервые появилось метафорическое использование привычных атрибутов современной техники.
Монументальность архитектуры как искусства сменилась деловитой нейтральностью. Центр искусств, преподносится как некое сложное устройство, обеспечивающее повседневное общение и потребление информации. Заряд отрицания переводит архитектуру в анти архитектуру.
Возникновение связанно с развитием производственной архитектуры которая после второй мировой была поставлена перед необходимостью создания технологически гибкого и подвижного сооружения (раскрытие несущих конструкций с целью их монтажа).
Музей Такасаки – Исодзаки
галерея визуальных искусств – Сайнсбери-центр, Гон-Конг-Шанхай банк – Фостер…..
Хай-тек в дизайне.
Использование промышленного оборудования.
жилой интерьер – ассамбляж вещей , изготовленных для иных целей.
материальные затруднения среднего класса, следовательно, стремление «сделай сам»
реклама промышленных фирм, стремящихся , найти новые рынки сбыта своей продукции.
внедрение в жилые помещения мебели из стандартных металлических элементов, выпускаемых для стеллажей заводских складов или раздевалок в Бытовках
стали так же вводить автобусные, самолетные и даже стоматологические кресла
в качестве посуды – лабораторное стекло.
В предметный дизайн х-т были привнесены новейшие индустриальные материалы и сборные элементы.
В формообразовании мебели и других объектов дизайна или использовались технические детали из военной или научной областей электронного технического оборудования. Канцелярская мебель «Номос» - Норманна Фостера.
Веверк – немецкий дизайнер , проектировал мебель.
Билет 24-2
2. Эстетические концепции и стили постмодерна.
Даниель Белл.
В постиндустриальном обществе 80 была разрушена господствовавшая до этого доктрина «форма следует за функцией». Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл.
Корни постмодерна берут свое начало в поп-культуре и радикальных течениях дизайна. Во многом благодаря поп-к. в конце 60 возникли новые худ. направления, которые перестали делить категорично дизайн на плохой и хороший, на хорошую форму и кич, на высокую культуру и обыденную.
массовое распространение творческого, интеллектуального труда, возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, экономика, наука, образование.., культуры над промышленностью и сель.хоз.---- информационное общество – обладающая свойством взаимодействия как с духовным так и материальным миром чел. и тем самым опр. одновременно и социокультурную жизнь чел и его материальное бытие.
Эстетика. От модерна к постмодерну.
В Германии продолжали вручать премию «хорошая форма» модернистическим произведениям, тем самим продолжалась поддержка эстетических ценностей индустриального общества.
Эстетический плюрализм – благодаря множеству эстетических течений, у потребителя расширился вкус.
Именно этот плюрализм эстетических взглядов стал феноменом 70, приведшим к возн. нового стиля - постмодерн.
Начало постмодерна.
начало берет в поп-культуре, с начала 70.
1966 США - книга Роберта Вентури – «Сложность и противоречие в архитектуре» - тезисы антифункционализма – библия постмодернизма.
1980 Чарльз Дженкс – «Язык архитектуры постмодерна».
В худ. формообразовании постмодерн обратился к декоративности и красочности, китчу и шику….ироничности к цитированию исторических стилей. Тенденции «РЕТРО» объясняется глубоким разочарованием в архитектуре «современного движения».
Постмодерн интернациональный стиль.
В 70-80 неоднозначные представления о постмодерне
1. постмодерн явл. возвращением к «совр. движению» и явл. его развитием на новом этапе
2. это самостоятельное стилевое направление.
В Италии группы «Алхимия» и «Мемфис» - (постмодерн - «новый интернациональный стиль»)
исторические формы
популярная культурная линия
эклектичные мотивы
Постмодернизм распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировосприятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функционализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время. Еще в 1966-м году в США вышла книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», где были сформулированы принципы антифункционализма. «Я скорее за богатство значений, чем за ясность значений; я за неявную функцию, так же как и за явную функцию. Я предпочитаю «и то и другое», а не «или то, или другое», и черное и белое, а иногда серое, - черному или белому». Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности. Более в широком смысле это понятие начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма»(1977 г.), ставшей третьей среди «книг века», посвященных архитектуре. Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл. Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм. В этом же 1977 году американский архитектор Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип - круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых. В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм. Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Многие из них работали и в области дизайна. Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью. Группа "Мемфис"была основана в Милане в 1981 году Этторе Соттсассом, Андреа Бранци и Микеле де Лукки. Сначала группа существовала как отделение студии "Алхимия" - галереи экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Дизайн студии был элитарен и осознано интеллектуален. Продвижение придуманных Алессандро Мендини - творческого лидера студии - направлений "re-design" и "банальный дизайн" стало главным в идеологии студии "Алхимия", и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу. 11 декабря 1980 года несколько дизайнеров во главе с Соттсассом собрались для того, чтобы обсудить необходимость создания нового направления в дизайне. Они решили создать объединение, которое в ту же ночь получило название "Мемфис", по названию песни Боба Дилана "Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again", которая множество раз проигрывалась во время собрания дизайнеров. Название также напоминало о древней египетской культурной столице и о родном городе Элвиса Пресли, и, следовательно, имело двойную и даже тройную шифровку. В феврале 1981 года группа собралась еще раз. К этому времени члены группы выполнили более сотни эскизов смелого красочного дизайна, черпая вдохновение как из футуристических тем, так и из декоративных стилей прошлого, включая Art Deco, китч 50-х годов, и насмехаясь над претенциозностью "хорошего дизайна". В сентябре 1981 года группа впервые показала свои работы на выставке в шоу-руме Arc'74 в Милане. Коллекция мебели, светильников, часов и
керамики, представленная в Милане, была создана интернациональной группой дизайнеров, имена которых вошли в историю современного дизайна: Ханс Холляйн (Hans Hollein), Широ Курамата (Shiro Kuramata), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javier Mariscal), Массанори Умеда (Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (Michael Graves). Выставка "Мемфиса" стала сенсацией в мире дизайна. В тот же год с целью продвижения нового направления была издана книга "Мемфис, новый интернациональный стиль". Компания Artemide, которая на протяжении 1982 года производила вещи, созданные дизайнерами группы, предоставила "Мемфису" свой шоу-рум в Милан, где дизайнеры выставляли свои новые творения. С 1981 по 1988 год выставки группы с успехом прошли в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и Токио. Стиль "Мемфис" стал настоящей анархией в дизайне. В нем сложно выделить "формообразующие черты", так как он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Но общее, объединяющее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Он как будто кричал: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно!" Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили за "недостаток благородства". Из баров и кафе-мороженных 50-60-х годов они перенесли его в жилые дома. Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях. Использовались коллажи, построенные по принципу хаоса. Многие из объектов выглядели как детские игрушки. Дизайн "Мемфиса" - это мир яркого, чистого цвета. Сопоставление цветов острое, на грани китча, но в этом и выражается виртуозность - балансировать на грани. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты. "Играючи", Соттсасс и его единомышленники решали серьезные проблемы: они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Не удивительно, что уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие известные компании, как Мandelli, Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели станков, телевизоров, фенов для волос. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы, решали многие технические вопросы самостоятельно. В отличие от студии "Алхимия" дизайнеры "Мемфиса" сразу поставили себе цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В своей деятельности они использовали новые знания в социологии и маркетинга: Стремились не просто снабжать рынок, а с ориентацией на определенные социальные группы. В итоге это привело как в эстетическом, так концептуальном смысле к новому пониманию дизайна. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами "Мемфиса", способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна. Члены группы всегда осознавали, что "Мемфис" был "преходящим увлечением", связанной с изменчивостью моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. Несмотря на краткость существования, феномен "Мемфиса" с его молодой энергией и ироничным подходом к дизайну, оказался центральным явлением в создании интернационального движения Постмодернизма. "Мемфис" открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн".
БИЛЕТ 25-2
2. Эксперименты с новыми материалами и дизайн – утопии.
1957 – советский космический спутник покинул землю
1960 - полет чел в космос (Гагарин)
Стилистические намеки на космические полеты стали неотъемлемой частью моды и предметного формообразования.
представление, что покорение мира человечеству по плечу, усилило оптимизм и уважение перед вселенной.
Футуристическая мода 60-х.
Андре Куррежа – (фр. кутюрье) коллекция 1965 года – в корне изменила моду.
коротко постриженные модели
одетые в белое или чер.
узкие прямые брюки
короткие юбки
белые очки с прорезью для глаз.
фантазии будущего с помощью технического прогресса переносятся в реальность.
Андре так и считал, что в будущем все так и будут одеваться (футуристический стиль в моде)
обтекаемы формы одежды
обувь на плоской подошве
комбинезоны (наподобие астронавтов)
Пако Рабанна – (испанец) коллекция 1966 года – личная интерпретация моды для молодых эмансипированных амазонок эпохи космонавтики.
космические наряды в виде кольчуги из пластиковых пластин и из пластин из легкого металла.
Пьер Карден (Париж) 1966 год
шляпы в форме стилизованных космических шлемов + простая одежда свободного кроя.
Ричард Эведон- фотограф
белый фон
свет – для создании космической атмосферы
отсутствие точек соприкосновения с фотографирующимся человеком
Космос в кино.
Барбарелла – фильм Роджера Вадима – чепуха, которая стилистически мастерски упакована в модную иконографию (одежда от Пака Рабанны).
2001 Космическая Одиссея – Кубрик – услада для глаз – интерьеры сделаны по эскизам Оливера Морга….Представление о вселенной с точки зрения поздних 60-х.
Предметная среда эпохи космических полетов.
белый, серебристый.
Кресло «Шар» (Арнио)
шарообразные радио и телевизоры
кресло «Галакси 1»
Мастерская Уорхила (обил стены в серебренный материал)
1969- Нил Армстронг на луне (мечта исполнилась и потеряла свой блеска ожидания)
Война во Вьетнаме – былой оптимизм исчез.
Жаростойкие сплавы, миниатюрные электронные схемы, компьютерные технологии.
Уильям Феттер – дизайнер самолетов фирмы Боин - первый занялся компьютерными трехмерными
изображениями.
Эпоха архитектурных утопий.архитекторы снова вернулись к планировке городов. теоретические основы для таких городов (эпохи космических полетов) были разработаны еще в 20-30 Коробьюзе.(к счастью тогда не было возможности).
убрать переулки и улицы старых городов
на их месте:
похожие на парк – образования, с транспортными просеками
строго в геом. порядке сооружения
В начале 60 с завершение строительства столицы Бразилии – эти утопические идеи стали реальностью (Коста и Немейера), но потом дурная слава перд действительностью- мрачные жилые модули и безликость.
Вдохновленные науч-пр. города под водой, над землей, на воде, мобильные города…..
1965-выставка 12-ти проектов «городов будущего»(группа фр. под руководством Рагона)
Архигрэм- 8 английских архитекторов Чок, Крэмптон, Кук, Грин, Уэбб, Херрон, Тэйлор, Фитер.
отбросили все правила и каноны архитектурные, они начинают издавать журнал
1963 – выставка «живой город» (пропагандировала градостроительство в пространстве).
!964 – проект «движущийся город» (способность менять свое местоположение, в поисках лучшего)
максимальное использование достижений науки и техники
кибернетизация жизненной среды
программирование ее трансформации
идея архитектуры «однократного использования»
все элементы города рассчитаны на эксплуатацию в течение срока морального износа.
жилая ячейка 15-20 лет
Геодезический купол Фуллера .пространственные конструкции собранные из не больших сборных элементов заводского изготовления в форе тетраэдра (их металла, пластмасс ,картона, стекловолокна, бамбука + стальная сетка )
Машина для жилья. Джо Коломбо (ит. диз.) 1.обитаемая структура, состоящая из серии функциональных блоков(представленная на выставке в Кельне ) 2. оборудованная жилая ячейка (комбинаторная структурная единица города будущего(выставка в Нью-Йорке))
Фуллер- 1964- одна из авиационных фирм США произвела серийный выпуск машины для жилья «Димаксон» (подвижность жилых домов - «4D»).
Билет 26-2
2. Поп-культура и поп-дизайн.
На смену эйфории массового производства и рационализма в формообразовании пришла его критика.
Завязались дебаты об эмоциональном дефиците рационализма, направленная только на массовое производство. Дизайнерам надоело чувствовать себя лишь продолжением рук индустрии.
В 60 происходили радикальные изменения во всех областях жизни, включая и смену ценностных ориентиров.
Массовые протесты против войны во Вьетнаме, Пражская весна 68 и студенчески волнения.
Сначала в Англии, потом в Италии и Германии образовывались радикальные течения против функционализма.
Поп-арт
1956- Ричард Хамильтон – Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными! Выставка «это завтра», именно там и мелькнуло слово поп, в дальнейшем давшее название течению, но большинство считают что это все таки «популярное искусство».
обращенность к массовой молодежной публике
эфемерность
быстротечность
виртуозное мастерство
превращения
На самом деле:
анти искусство
на первый план цивилизация потребления
вдохновение из «низменного искусства»
вдохновлялись комиксами, реклама, СМИ.
машины, электронику, консервные банки, страницы журналов, фотографии банковские билеты
словно насмешка над зрителем (сбивали его с толку своими размерами…..)
новая городская культура
Энди Уорхол, Роберт Разенквист, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист.
Поп-дизайн – культура для молодых.
менее серьезный смысл в своих произведениях
производство добротных и долговечных товаров уходит на второй план – «культура недолговечности»
«сегодня использовал – завтра выкинул» (детский стул из гофрокартона, платья из бумаги)
самый популярный материал – пластик – низкая стоимость материала
созданы много видов пластика и освоены производства его
Энзо Мари – одним из первых начал экспериментировать с пластиком (модульная система для оборудования выставок, ваза, подставка для зонтов)
Хамильтон включал электроприборы Брауна в свои картины, возвышая их до поп-символов.
Ален Джонс создал в натуральную величину полуобнаженных девушек , которые одновременно служили предметами мебели, тем самым он поставил под вопрос границы между искусством и функциональным дизайном.
художники 60х ставили себе задачу в том чтобы публика принимала участие в их искусстве,
стремились сократить дистанцию между произведением и зрителем, для этого худ. рассматривали создание трехмерных конструкций. оптические и световые эффекты . Так возникли «ситуэйшон арт»., «оп арт», «кинетическое искусство».
Оп-арт.
оптические эффекты с учетом физико- психологических особенностей зрительного восприятия.
особенность строго без предметность (геометрическая обстракция)
конструкции, воздействие которых зависит от света и движения .
опора на науку и технику
Виктор Вазарели (фр. худ.) теоретик стиля оп – арт. «Вега» - чер-бел полотно….
Поп-дизайн вместе с другими течениями анти - дизайнерской направленности противостоял современному движению, заявлявшему «меньше - значит лучше» и привел к радикальному дизайну 70х.
Билет №27 -2
Неофункционализм
Послевоенное время и 50-е годы, о которых вспоминают сейчас с ностальгией как о "поворотных пятидесятых", принесли с собой основательные изменения не только в политике, но и в дизайне. Побежденные страны Германия, Италия и Япония должны были заниматься прежде всего восстановлением собственного хозяйства и удовлетворять
лишь основным потребностям населения: питание, квартиры, восстановление экономики, государственной управленческой системы. Многие заводы, находящиеся на их территории были закрыты, а их оборудование демонтировано и вывезено. Ощущался большой недостаток в сырье и рабочей силе Германия. От возрождения к экономическому чуду Во времена нацистов Германия разорвала все связи с международным дизайном. Лидеры Баухауза вынуждены были эмигрировать. Промышленность находилась в упадке: многие предприятия были разрушены войной. безработица. Война разрушила свыше 5 млн. квартир. Первоочередной задачей было восстановление и строительство небольших квартир, оснащение их легкой, вариабельной и многофункциональной мебелью, изготовленной из оптимального по качеству и цене материала. Уже в первые послевоенные годы состоялась выставка немецкого Веркбунда, которая, отвечая сложившейся ситуации, представила многовариантные и простые решения мебели. для населения выпускались специальные методические пособия по производству самодельной мебели. С ростом экономики с середины 50-х росли и потребности населения. Простая практичная мебель начала уступать место сложным псевдоисторическим мебельным формам. Особенно ярко это проявилось в высших кругах общества. Противоречивые 50-е. Резопал 50-е гг. были в Германии не только "свингующими пятидесятыми", но и очень противоречивым временем между затуханием старого и началом нового, между "Гельзенкирхненским барокко" и неофункционализмом. Благодаря американской помощи в Германии по плану Маршалла в 1952-53 гг. начался быстрый экономический подъем. Органические формы из США нашли в Германии свое продолжение. Многообещающий новый стиль стал своеобразной точкой отсчета, началом новой эстетической ориентации, которая должна была помочь преодолеть прошлое. Жизнь начала наполняться оптимистичностью. Все казалось возможным. В этой ситуации новый стиль был очень кстати для удовлетворения растущих потребностей населения. В 50-е гг. в Германии в мебельной продукции получили широкое распространение цветные и узорчатые ламинированные поверхности из резопала - строительного материала (многослойного пластика), названного по имени ведущего немецкого изготовителя ламината. Стримлайн в Германии быстро распространился на все потребительские товары, от детской коляски до зубной щетки, став символом новой динамичной жизни и прогресса. Новые материалы и необычные цветовые сочетания вошли в дизайн немецкого жилища. Броские узорчатые обои и занавески, кресла для коктейлей, покрытые резопалом цветочные тумбочки и мобильная мебель демонстрировали "современный" взгляд потребителей. Хорошая форма Gute Form в Германии возникают попытки возрождения существовавшего до войны функционального стиля, лидером которого был Баухауз.
В Дессау, на территории бывшей ГДР, после войны возникает снова Баухауз
1947 году был воссоздан германский Веркбунд,
1951 году - в Дармштадте возвращен к жизни Совет по формообразованию, организован институт Германского министерства хозяйства, который вместе в Веркбундом должен был способствовать развитию дизайна—эти инст. были последователи функционализма.
«Хорошая форма» - эстетически просто, функционально, без излишной декоративности, так же это, до 70, догма в немецком дизайне, простота, предметность, дешевизна.
Высшая школа формообразования в Ульме.
1951 – основана Максом Биллом (арх. и худ.) – учился в Баухаузе – поддерживает концепции чистого функционального дизайна.(до 56 года был ректором)
с 1953 строит спец. здание, на открытии был Гропиус
1957 – возглавил Мальдонадо
1968 – закрыта изза проблем с правительством
специально открыта для подготовки дизайнеров, явл. продолжением идей Баухауза, а потом и оброзцом для других дизайнерских центров. В основе преподавания новый метод – проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа и исследований с позиции научных, технический и технологических знаний.(+ эргономика, социология, экономика, психология - системный подход к проектированию)
факультеты: дизайн промышленных изделий, строительство и арх., визуальные коммуникации, информации
Она вкл. два проектно – конструкторских инст., в них велись дизайнерские и научно – иссл. работы по заказам , тем самым обеспечивалась постоянная связь с промышленностью, оказывая на нее влияние.
Ульманская концепция дизайна (антикамерченская направленность и привлекавшая внимание к социально- гуманистическим аспектам оформления предметной среды) оказала глубокое воздействие на дизайн 60-70.
хорошая форма и неофункционализм
Ульм показал, что в немецком дизайне 60 стилевым принципом стал функционализм – хорошая форма, который уже стал представляться различным учреждениям дизайн - центрам и советами формообразованию как догма. Доценты Ульмской высшей школы работали для фирм «браун»… чьи продукты во всем мире показали сущность «хорошей формы» и «германского дизайна». Функциональные и технологические аспекте все более выступали в дизайне на передний план и дизайнеры стали восприниматься главным образом как инженеры, а не худ. Эргономика стала новым важным полем деятельности.
«Прямоугольные» формы и ульмское мышление нашли выход в сассовое производство: модульное изготовление и строительство довало возможность рационального производства с минимумом затрат.
Формы стали жестче, гранее ней, предметнее, отчасти- менее оригинальными. при этом плохо скопированный функционализм, который лишь намекал на прямые углы, слишком часто приводил к скачным массовым продуктам, а также нечеловечным панельным домам, которые часто становились социально проблемными точками.
Б 28-2
2. Первые орудия труда и механизмы.
Предметное окружение чел имеет многовековую историю, с каменного века, когда первобытный человек изготовил первые орудия для труда, защиты и добычи пищи
ручное рубило
скребло
каменный топор
лук, стрелы
именно с помощью орудий челок встал на путь своего развития, путь открытий и изобретений, который привел к созданию и более совершенный орудий, предметов обихода, украшений и следовательно появления дизайна. История дизайна связанна с эволюцией предметного окружения чел.
Из камня
вулканического стекла
кости
дерево
кремень (делилось на тонкие пластины с режущими краями)
Ручные рубила - растирать, размельчать, соскабливать, очищать кожуру и кору, раздроблять орех.
человек стремился сделать его удобнее (эргономичнее).
Составные орудия труда, рукоятка- каменный топор – колун, каменная мотыга, копье- удобнее, эффективнее в работе.
Стремясь облегчить свой труд, люди начали более тщательно точить топор(полировали, шлифование).
Лук и стрелы-первые технически сложные оружия - позволило убивать на расстоянии, появились в мезолите(12-7 днэ) и были основным оружием до 18 века. лук открыл человеку тайну передачи преобразования движения, став первым прообразом сверлильного приспособления, музыкального инструмента.
Колесо и повозка –повозка, гончарный круг, мельница, воденное колесо- колесо вероятно, самое замечательное изобретение в истории техники, первые колеса появились в шумере 5200 лет назад. Первые дошедшие до нас изобретения колесной повозки найдены в Месопотамии(4 вднэ).
сплошные
деревянные
каменные (Китай, т. к. мало дерева)
со спицами (2000 гднэ)(для боевых колесниц т.к. они были легче)
подшипники – прообраз, мастер из дани ок.100лднэ(поместив вдоль оси колеса деревянные ролики.)
Плетение и ткачество - звериные шкуры сменились на ткань
плетение рыболовных сетей
ловушек
корзин
циновки из веток камыша
и только из ниток
Ткани сделанные из крапивы – 25-26 тыс. лет назад. после приручения животных-ткани из шерсти.
Первые предметы быта, керамика – конец каменного века(5-3 вднэ.) первые искусственные материалы ткань и керамика.
Глина, сначала обмазка жилища потом и плетенной посуды,
потом обжег (камневидность, водонепроницаемость, огнестойкость)
гончарное искусство (первые предметы быта, новые возможности приготовления и хранения пищи)
Литье металла, массовое производство – гончарная печь в процессе усовершенствования позволило освоить тем. свыше 500 гр.позволило чел. окрыть металлы.
медь (ок. 3000 днэ)
бронза - медь и олово(разъемные каменные формы - тираж)
получение железа, окончательно вытеснившее каменные орудия
потом сталь (с первой половины 1 тысячелетия днэ).
Разделение труда и обособление ремесла – пастушеские племена и земледельческие.
Скотоводство- молоко, шерсть…..---войлок, ткань---веретено, ткацкий станок. .Прирученный скор, заменил работу человека – вьючный, гужевой транспорт. Мотыга в плуг, нож—серб. Переработка продуктов земледелия - обмолот зерна---выпечка хлеба-----растительное масло----пиво.
рабовладельческий строй- специализация сельского хоз., класс ремесленников, торговля, как особый вид деятельности.----усовершенствование дорог, производство предметов роскоши, чеканка монет, широкое распространение колесной повозки и парусного корабля----строительство городов---специализации внутри труда.
Отдельные ремесла- В молотке (во времен Юлия Цезаря)
кузнечно-слесарный
плотничный
сапожный
каменотесный
Войны и развитие техники – войны ради рабов (Др. греция(сама с собой))Рим)постоянная военная опасность. Специальные осадные и оборонительные машины.
тараны - для разрушения крепостных стен
баллисты – метательные орудия
1. 304 г д н э. –гелеполя (берущая города)- осадная башня
2. 213-212 до н э. Архимед, баллисты и захваты (топить корабли)
3. (Александр Македонский) Диад – осадные башни , бурав (для сверления стен), лестницу(для стен),тараны.
Билет №29
2 Ремесленное производство в Средние века.
возникновение мануфактур (манус – рука + фактура -изготовление от лат.) по причине доведенного до совершенства ручного труда и глубокой специализации мастеров. Следствие, скачок в развитии массового производства и снижение себестоимости изделий. Появляются первые предпосылки к машинной технике.
Книгопечатание, изобретение бумаги.
Книгопечатание сыграло кардинальную роль в развитии средневековой техники, науки и культуры, сделав накопленные веками разными народами знания общедоступными.
Чай Лунь – изобрел бумагу (2 век), но до Европы она добралась только в 11-12 веке, вскоре она полностью заменила пергамент, на котором раньше писались книги.
Первые книги появились в Китае и Японии, 6в.(на пластине из дерева, слоновой кости , глины, вырезали иероглифы потто тушь и потом отпечаток,, В 9 веке появились уже Литеры-подвижные с буквами или слогами, которые можно было собирать в строчки).
Иоганн Гуттенберг- изобретатель печати с подвижным литером в Европе.(14-15в.)
1450-в г.Майнце начал печатать Библию (на 1286стр.- 299 литеров и знаков).
1440-тоже Гуттенберг -Печатные станки- ручной пресс, с двумя горизонтальными плоскостями , на одной матриценаборный шрифт, к другой прижималась бумага, матрица покрывалась сажей + льняным масло. до 100 отпечатков в час. такие книги наз.- инкунабул
Очки, компас, развитие мореплавания.
1285г. Армати из Флоренции -первые очки-первое производство - развитие стекольного дела..
производство очков-подзорная труба-микроскоп-теоритические основы оптики-новые средства науке, позволив сконструировать принципиально новые приборы для исследований.
Магнетизм. В 3 в.д.н.э. в летописи в Китае описывается компас.В начале он представлял собой намагниченную иголку + пробка на воде в сосуде. В 14в. магнитную стрелку начали помещать на острие в середине бумажного круга - картуши, разделенного на 16 частей.
компас, труба, морская техника, дали толчок развитию путешествии, торговли, обмену научных знаний, позволили сделать 15-16в.эпохой великих геогр. открытий.
Цеховые объединения ремесленников.
Феодальные отношения породили цеховые объединения ремесленников, как средство зашиты против притеснений феодалами.
Впервые возникли в Византии и Италии (9-10в), отом и в Европе и на Руси.
Цех – объединение нескольких городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Во главе – мастер, имевший ограниченное кол. подмастерьев и учеников, цех регламентировал процесс производства (технология, цены, рабочий день......)
В Париже в начале 14в. свыше 300 ремесленных цехов- объединявших около 5.5тыс ремесленников.
Мануфактура, дифференциация инструментов труда, гидравлический двигатель.
С 16в. кооперация цехов в мануфактуры----еще большее разделения труда внутри производства----сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры(одна или две операции)- рост заработка рабочего, производительность труда, уменьшение себе стоимости.
Это все привело к разработка инструментов узкого профиля, именно для одно или двух операций!(на англ. железоделательных мануфактурах 18в применялось свыше 500 молотков разнообразной формы)
14в. Италия – возникла мануфактура, в к.15- н 6в. уже Германия, Англия,Нидерланды,Фрнция.
16-18в. суконные, шелковые, оружейные, стекольными, мануфактуры распространились по Европе.
С развитием мануфактур---больше рабочих----больше энергии------условия для перехода к машинному производству.
Изобретения часов, мельницы, теория машин
Часы – это первый автомат, употребленный для практических целей. На их основе развивалась вся теория, производства равномерных движений – К.Маркс.
13в. механические часы башенного типа- с одной стрелкой
15в. пружинные часы – переносные
17в. 1657 – Христиан Гюйгенс- (голландец) – часы с маятником, а в переносных – спираль.
Мельница – водяные колеса- ветреная мельница.- освобождение рук человека от соприкосновения с предметом труда.----------------машинная индустрия не за горами…
машинная техника в период мануфактур представляла собой орудия труда, приводимые в действие силами природы.----водой—гидравлическое колесо.
Изза замены машинами людей, ремесленники добивались специальных законов, ограничивавших и даже запрещавших внедрение машин.
на пример как с ленточной машиной, в текстильном производстве, изобретателя посадили пожизненно. В Голландии и в Германии были запреты на эту машину(1623….), а в 18 веке наоборот начали давать премии если установят эту машину, ленточная машина заменяла около 20 чел.
Б-30
2. Промышленная революция в Европе.
Конец 18 начало 19 века
-Мануфактурное и ремесленное производство---крупная машинная промышленность
-массовое производство техники
-разнообразные товары дешевые, но качественные
1 фаза машинный переворот- 1750-1870
2 фаза энергетическая революция- 1870-1945
3 фаза интеллектуально – машинная (ЭВМ) начало 1945
4 фаза глобальная начало 1990 (глобальная информационная сеть по всему миру)
Великобритания 1760 раньше всех в европе-1820 (английская буржуазная рев.)
-текстильная отрасль
Дизайн как особый вид проектно - худ. деятельности
Англия первое изобретение 1733 – механический (самолетного) челнок для ткацкого станка Джона Клея - повышение производительности труда
- увеличение объема выпуска (шерсть и лен)
- спрос на пряжу
1765 механическая прядильная машина - Дженни (Джеймс Харгривс)
1765 паровой двигатель (Джеймсом Уаттом)
1769-70 паровая повозка (фр. Никола Жозеф Кюньо)
1803 пароход (ирландец Роберт Фултон)
паровоз для рельсового пути (Ричард Тревик)
1823 паровозостроительный завод (Стефенсон)
1825 начала действовать первая ж.д.
Механик Генри Модсли – изготовление машин машинами!
Механический суппорт
Станочная линия для поточного производства однотипной продукции (до нач.20в.)
Конвейер
Генри Форд, конвейерное производство автомобиля
-массовый выпуск сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров
Паровой двигатель – человеческая рука----машиностроение----сложнее машины---- тяжело совершенствовать----решение технических задач.
Рентгеновские лучи нем.Вильгельм Рентген
Радиоактивность фр.Пьером и Марией Кюри--------изучение строения атома
Планетарная модель строения атома англ.Эрнест Резерфорд
1913 квантовая теория строения атома датчанин Нильсом Бором
1907-1916 теория относительности Альберт Эйнштейн
Электродвигатель
1879 электрический локомотив нем.Сименс и Гальке (Берлинская промышленная выставка)
1930 Фотография химия + оптика
1886 электромагнитные волны нем.Герц-----
---1895 радиоприемник рус.Попов
Ручной труд вытесняет машина
Развитие технологий
Техн. прогресс входить в жизнь людей----влияние на мировоззрение
Эстетическая инородность изделий машинного производства в окр. Среде
Массовое тиражирование
Форма
Тревога за культуру в связи с развитием техники:
Фр. Революция 1790 выступление худ. Жак-Луи Давид (Гете,Шиллер)
1836 комитет Эверта (поощрения связи искусства, а повседневной жизни и техники)
Англ. Общество поощрения искусств, повседневной жизни и техники
Влияние культуры на развитие техники
1849 в Лондоне журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию- промышленное искусство (до этого, бытовые вещи, одежда, не пресекались с понятиями искусство и художественное творчество)
.

Приложенные файлы

  • docx 15647329
    Размер файла: 91 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий