Доклад признаки Рейнина


Рейнин. Соционика (книга)
Квестимы — деклатимы. Отличаются ярко выраженной и постоянной вопросительной либо утвердительной интонацией в диалоге. По А. Аугустинавичюте, «в глазах квестима всегда виден вопросительный знак, в глазах деклатима — восклицательный...» Замечено, что квестимам легче задавать вопросы, а деклатимам отдавать приказы, соответственно, они так и говорят: одни — с вопросительной, а другие — с утвердительной интонацией. Если вы обратите на это внимание в разговорах со своими близкими и родными, то сразу определите эту характеристику. Вы увидите, что это довольно явное разделение людей. Квестим, например, даже читает лекцию или докладывает свою работу с вопросительной интонацией. Человек с деклатимным признаком даже о вещах, в которых он сомневается и не уверен, все равно будет говорить утвердительно. С этим вы, наверное, тоже сталкивались. Квестимность и деклатимность — это разделение по способу представления информации для других.
В ходе эксперимента над одной группой был явно слышен вопрос, у второй превалировали утвердительные интонации.
Квестимность - Такая установка сознания, при которой в коммуникации идет ориентация на партнера (побуждение к коммуникации является внешним).
Деклатимность - Такая установка сознания, при которой в коммуникации идет ориентация на себя (побуждение к коммуникации являются внутренним).
Результаты практических исследований
Квестимы (интуиты I и II квадр, сенсорики III и IV квадр):
1. Квестим более склонен к вопросительным интонациям. Даже его утверждения, как правило, звучат менее категорично, чем у деклатимов.
2. Квестим склонен отвечать вопросом на вопрос. Нередко начинает рассказ с фраз типа "О чем вам рассказать?..". Часто задает вопросы, не несущие смысловой нагрузки и не требующие ответа, переспрашивает, хотя слышал вопрос и понял его ("Будешь картошку?" - "Кто? Я? Буду!"). Склонен использовать вопросы как инструмент для поддержания коммуникации (может переспросить для того, чтобы получить время для обдумывания ответа).
3. Квестим в большей степени настроен на общение в режиме вопросов и ответов. Всегда как бы ведет диалог - с реальным собеседником ("хотелось услышать отклик", "спрашивайте меня, я отвечу") или с воображаемым (внутренний "диалог"). Даже если рассказ квестима был задуман как монолог, как правило, он все равно распадается на фрагменты (вопрос - ответ).
4. Квестим непосредственно, сразу реагирует на вопрос, заданный по ходу его монолога (независимо от вертности и рациональности/иррациональности) - дает ответ, затем продолжает прежнюю тему. Поскольку более настроен на диалог, чем на "безответный" монолог, предпочитает, чтобы ему задавали вопросы. Сам с большим трудом, чем деклатим, удерживается от соблазна задать вопрос "по ходу", перебить собеседника.
Деклатимы (сенсорики I и II квадр, интуиты III и IV квадр):
1. В речи деклатима преобладают утвердительные интонации, что может восприниматься как уверенность или категоричность. Даже его вопросы зачастую звучат в утвердительном тоне.
2. Деклатим склонен задавать вопрос именно для того, чтобы получить/найти на него ответ. В отличие от квестима, редко отвечает вопросом на вопрос или использует не несущие смысловой нагрузки вопросы как инструмент для поддержания коммуникации.
3. Деклатим в большей степени настроен на общение в режиме монолога - когда собеседники "выступают по очереди" (происходит обмен серией монологов). Поэтому подсознательно стремится трансформировать диалог в монолог (либо в свой собственный, либо в монолог собеседника, просто слушая и не прерывая) - что в результате звучит как последовательность чередующихся монологов двух собеседников.4. Деклатим сбивается (может "потерять мысль"), когда его перебивают по ходу монолога, поэтому обычно пережидает, пока не стихнут комментарии. В ответ на вопрос "по ходу" просит подождать окончания своего монолога, и встраивает в него ответ на прозвучавший вопрос ("подождите, сейчас я отвечу"). Сам более терпимо (с большим пониманием) относится к просьбе не перебивать, и ждет окончания рассказа собеседником - избегает задавать вопросы "по ходу", настроен сначала выслушать до конца, и лишь затем задавать вопросы, высказывать ответные аргументы.
Аналогия. Деклатим и квестим как бы ведут повествование в различных литературных жанрах. У деклатима это законченное повествование - рассказ, где есть завязка, кульминация, развязка, а у квестима это жанр пьесы, состоящей из диалогов.
Примеры.
Квестимы: "Есть ли к цели более чем один путь? Да" (человек полностью повторил заданный ему вопрос, прежде чем ответить). "О чем бы вам рассказать? Что бы вы хотели узнать? Вчера я ходил…" (ответ на просьбу рассказать, что он делал вчера, человек начал с серии вопросов, по сути, не требующих ответа).
Деклатимы: "Когда люди перечисляют десятки своих интересов, я не понимаю, то ли они "гонят", то ли что?" (вопрос звучит как утверждение).<Деклатим>: "Как ты доехала?"<Квестим>: "Кто? Я? Хорошо".
Методика типирования по признакам Рейнина с применением контент-анализа
Квестимность — деклатимностьОтмечаются как признаки квестимности:
– случаи ответа вопросом на вопрос (кроме тех случаев, когда уточняется смысл вопроса),
– прямая или косвенная просьба вмешаться в изложение (задать тему, вопрос, подтвердить прием сообщения),
– относительно небольшие размеры сообщений в диалоге,
– в письменной речи замена утвердительных по смыслу высказываний на вопросительные по форме (ставится вопросительный знак)Отмечаются как признаки деклатимности:
– самостоятельно предлагаемые темы сообщений (а вот послушай, я еще расскажу),
– просьбы дослушать и не перебивать (стремление регулировать длину сообщений),
– относительно большие монологи при беседе,
– в письменной речи вопросительные по смыслу высказывания заменяются на утвердительные и/или включаются в состав сложных предложений, либо включение вопросительного предложения в состав сложноподчиненного предложения.
Теперь вернемся к обсуждению дихотомии «квестимность-деклатимность» и рассмотрим противоположный полюс этой пары признаков – деклатимность. Особенность деклатима заключается в том, что ему, как однажды пошутил один из моих знакомых, легче начать говорить, чем потом остановиться. Фразы деклатима обычно более развернуты, в них присутствует большее число придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Ответы деклатима на вопросы диагностического интервью отличаются более длинными фразами и заметно большим количеством взаимосвязанных речевых конструкций. Однако было бы неверно считать, что речь деклатима всегда длительна, и что ему не нужна обратная связь от собеседника. Как раз наоборот: деклатим может говорить долго лишь тогда, когда не получает от партнера подтверждения , что тому уже все понятно. Сообщение о достижении собеседником понимания содержания речи дает деклатиму необходимую информацию - о том, что взаимопонимание достигнуто. Самостоятельно деклатиму иной раз трудно уловить, что его речь уже достигла своей цели. То есть если квестиму обратная связь говорит о том, что его слушают, то деклатиму она нужна в большей степени для того, чтобы знать, что его поняли.
У квестимов и деклатимов есть еще одна особенность, позволяющая предполагать при диагностике наличие одного из этой пары признаков. Эта особенность заключается в том, что деклатиму легче удерживать внимание на ходе своих рассуждений, чем квестиму. По этой причине в случае, когда речь человека по той или иной причине прервана (например, кто-то из исследователей задал вопрос на другую тему), деклатиму намного проще вернуться к прерванному сюжету. Квестим же в такой ситуации нередко теряет нить разговора. Это разница обнаруживается даже у иррациональных ТИМов, хотя в этом случае заметить ее и сложнее. Дело в том, что иррациональные ТИМы сами по себя склонны «перескакивать» с одной темы на другую, возвращаться к уже раскрытой теме (если они, например, находят новые аргументы). Деклатимы после этого в большинстве случаев способны продолжить разговор с того места, на котором они отвлеклись или на котором их прервали.Квестиму же такой возврат дается намного труднее.
Павел Цыпин. Технологии успешного типирования
Прежде всего квестимность/деклатимность. Речь квестима полна риторических вопросов (гамлетовское «Быть или не быть?»). Квестимы обычно заканчивают фразы с повышением голоса и вопросительной интонацией. Не дожидаются внимания аудитории, а говорят «в воздух», будучи убежденными, что их слова все равно найдут своего слушателя. Квестим (особенно экстраверт) может повысить голос и перекричать невнимательных. Обратная связь затруднена: он сосредоточен на том, что сказать, какую вербальную конструкцию выдать, а не на восприятии внешнего сигнала.
Деклатимы, напротив, избегают вопросительных окончаний фраз. Часто в начале предложения ставят вопрос, а в конце — сами же на него отвечают и понижают голос. Деклатим не станет говорить, пока не убедится, что его внимательно слушают.Не любит перекрикивать и перебивать, не склонен (в отличие от квестима) спорить; полагает свою точку зрения окончательной; хочет получить от аудитории вопросы и ответить на них. Нередко задает вопросы, ответ на которые уже знает, чтобы «проверить» свое мнение.
В чем смысл риторических вопросов квестимов? В целеполагании. Недаром все правые (процессуальные) экстраверты — квестимы. Они задают рамки и цели для интеллектуальной работы деклатимов, которые, в свою очередь, нуждаются в вопросах для активизации своих ментальных процессов.
Деклатим зависим от речевой среды, чуток к ней. Квестим ничего не ожидает, он самостоятельно начинает говорить — без «зажигания» и наводящих вопросов — и потому часто оказывается неадекватен ситуации. Деклатим же соответствует строго ситуации общения: отвечает точно на поставленный вопрос. «Виртуально» квестимность похожа на иррациональность, а деклатимность — на рациональность: этот феномен очень важен для типирования.В целом квестим — это «самонаводящийся речевой механизм», в то время как деклатим, напротив, зависимый.
Алексей Трехов. Секреты типирования (послесловие составителя)
Кто же из авторов прав? Да и есть ли в их взглядах противоречие? Решайте сами. Мы же коротко выскажем свое мнение о признаке квестим/деклатим.
Квестимы вопросами рассуждают! Вопросами излагают свою мысль и убеждают собеседника. Обратите внимание на два вопроса в начале предыдущего абзаца. Мне как квестиму проще начинать речь с вопроса и вести слушателя от проблемы к проблеме.
Тогда как деклатим рассуждает от утверждения к утверждению. Нужна ли, деклатиму реакция собеседника?
Каждый задает неявный вопрос собеседнику:
Квестим: «Вы задумались?»
Деклатим: «Вы меня слушаете?»
И далее:
Квестим: «Что вы об этом думаете?»
Деклатим: «Какие у вас ко мне вопросы?»
Так, что необходимость обратной связи с собеседником не ТИМна, но ее характер различен у квестимов и деклатимов.
Питерская рабочая группа так резюмирует эти признаки:
Квестимность - Такая установка сознания, при которой в коммуникации идет ориентация на партнера (побуждение к коммуникации является внешним). Деклатимность - Такая установка сознания, при которой в коммуникации идет ориентация на себя (побуждение к коммуникации являются внутренним).
Может ли квестим долго общаться в режиме ответа на вопросы, а деклатим их задавать? Да.
Главное в речи квестима не вопрос, а провокация, недосказанность, незавершенность, завершить которую предоставляется собеседнику. При этом недосказанность не наигранная. Квестим считает достойными обсуждения спорные вопросы. Пословицу: «в споре рождается истина», скорее всего придумали квестимы.Деклатим же говорит, что бы …сказать. Спрашивает, что бы спросить. И нечего больше. Для него спор не творчество, а именно спор: выяснение, того какое из мнений правильное. В его речи больше уверенности и завершенности.
Невербальные уровни общения
Невербальное общение происходит на различных уровнях восприятия и является достаточно сложной темой для самообучения. Во время семинара проводятся тренинги, помогающие научиться способам невербального общения и разъясняющие его основные положения.
1. Молчание это интуитивный уровень контакта,  доступный  всем, но в  полной  мере только людям с высокой степенью эмпатии, образным мышлением и развитой эмоциональной сферой (интуитам-этикам), которые могут  получать  информацию, даже  не видя человека и их выводы,  как правило,  верны;  реже  - конкретно мыслящим (реалистам), с развитой эмоциональной сферой (сенсорикам с этикой), но в том случае если передаваемая молчанием  информация  не слишком сложна и не требует развитого абстрактного мышления.  Логики с образным мышление (логики-интуиты) могут делать догадки путем поиска  логических  взаимосвязей и сопоставлений,  если их выводы не требуют тонкого понимания скрытых чувств другого человека. Труднее внушить молчанием правильные выводы о своих мыслях и чувствах  логикам с конкретным мышлением (логикам – сенсорикам). Это возможно только в том случае, если передаваемая молчанием  информация  не слишком сложна и не требует развитого абстрактного мышления.
2. Слух, улавливающий любые шорохи и звуки,  несущие информацию, это - скорее логический уровень восприятия. Таким путем можно  донести информацию до людей с логическим мышлением и невысокой степенью эмпатии. Чаще это конкретно-логические типы личности (сенсорно-логические), а затем конкретно-эмоциональные (сенсорно-этические), которые из-за своей эмоциональной вовлеченности иногда могут принимать желаемое  за  действительное. Образно мыслящим (интуитам-логикам и интуитам-этикам) в таких случаях  их  фантазия  может оказать иногда плохую службу..
3. Взгляд отражает эмоциональный, этический уровень контакта. Чтобы правильно  его расшифровать и не наделать при этом ошибок,  нужно обладать самой высокой степенью эмпатии, на которую способны люди с развитым этическим мышлением, особенно в сочетании со способностью к абстрактному мышлению (интуиты-этики), улавливающие суть невидимого. Хорошо расшифровывают взгляд эмоционально-конкретные личности (этики-сенсорики), ощущающие флюиды исходящие от других,  настроения и желания, связанные не столько с физическим контактом, сколько со взглядом.
4. П р и к о с н о в е н и е способно нести больше информации на сенсорном уровне контакта - тактильном. Больше всего получают  информации через такой вид контакта сенсорные социотипы, особенно, обладающие высокой степенью эмпатии  в соединении с развитой сферой ощущений. Далее - по убывающей -, интуиты с этикой и.
4. Прикосновение способно нести больше информации на сенсорном уровне контакта - тактильном. Больше всего получают  информации  через  такой вид контакта люди с развитой сферой ощущений и эмоций (сенсорики-этики), обладающие высокой степенью эмпатии. Труднее – конкретномыслящие логики (сенсорики с логикой), но хуже всего образно мыслящие логики (интуиты с логикой).
К другим способам невербального общения относятся:
·         визуальные способы (жесты, мимика, контакт глаз, поза, походка, одежда, косметика). Важны особенно для эмоциональных личностей с образным мышлением;
·         аудиальные способы (интонации, паузы, темп речи, тембр голоса, его высота и сила). Важны для людей с любыми стилями мышления, но особенно для эмоциональных типов;
·         тактильно-кинестетические способы (кроме прикосновения, еще и пожатие руки, поцелуй). Особенно актуальны для эмоционально-конкретных личностей;
·         ольфакторная система способов (запах тела и косметики). Большее влияние оказывает на конкретно мыслящих с развитой сферой ощущений;
·         пространственно-временная система способов (физическая дистанция между партнерами, расположение их в пространстве, длительность контакта,  степень пунктуальности во времени). Важна для людей с любыми стилями мышления, но больше – для конкретно мыслящих.
Особое значение в общении  имеют жесты. Жесты бывают иллюстрирующие или вспомогательные речи, традиционные, ритуальные, регулирующие общение, передающие эмоции, индивидуальные, характерные (раскрывающие качества характера). Если мужчина при приветствии держит руку ладонью вниз – это подчеркивает его зависимость или недоброжелательность. Скрещенные на груди руки – самозащита или обособленность. Информация хуже усваивается и контакт с собеседником затрудняется при скрещивании рук и ног.
Искусный собеседник говорит медленно, но в меру, не монотонно, варьируя речь паузами и интонациями, смотрит в глаза партнеру. Для комфортного общения нужно спокойно смотреть в глаза собеседнику 60-70% времени (но не индийцам и японцам и пакистанцам - неконтактным народам).
Нужно уметь читать язык глаз (глаза бегающие, опущенные – смущение или робость, прикрытые - высокомерие или равнодушие, прямой взгляд симпатия или доверие, сбоку – недоверие, снизу вверх – агрессия или подчинение, сверху вниз – самоуверенность, презрение, уклонение – страх, скрытность). Деловой взгляд – на условный треугольник лоб-глаза, социальный – на глаза-нос, интимный – глаза-губы.
Во время беседы нужно следить за тем, чтобы одни собеседники не занимали больше времени, чем другие. Тело должно быть непринужденно расслаблено, плечи опущены, шея  прямая, жесты широкие и свободные, легкий наклон туловища в сторону собеседника, взгляд – открытый, живой, доброжелательный, спокойный, твердый, с приятной полуулыбкой. Интонации голоса, высота и тембр, могут варьироваться, но ритмичность мелодии голоса должна быть постоянной.
Нейролингвистическое программирование показало такие результаты диагностики состояния собеседника: если его глаза поднимаются вверх и вправо (его правая сторона) – человек конструирует зрительные образы; если вверх и влево -  вспоминает зрительные образы; а если в сторону и влево – вспоминает слуховые образы; в сторону и вправо - конструирует слуховые образы; если вниз и влево – вспоминает кинестетические (внутренние, мышечно-скелетные, кожные ощущения); если вниз и вправо - конструирует ощущения.
Если человек часто говорит «Я вижу», с ним надо говорить на языке визуальных образов. Если он говорит «Я слышу» – на языке аудиальной информации. Если он говорит «Я чувствую» – на языке кинестетической информации.
Культура общения – это  не только выбор эффективных стратегий и тактик, в основе которых лежат  гуманистические коммуникативные установки, знания и умения. Это также результат использования установленных правил общения, умений говорить и слушать и использовать вербальные и невербальные способы общения с учетом стилей мышления собеседников, это умение увлечь каждого человека, найти к нему подход, продемонстрировать симпатию, поднять уровень самоуважения, вдохновить, замотивировать. Одни люди больше восприимчивы к эмоциям, другие к логическим аргументам. Одни увлекаются перспективами, другие верят только конкретным действиям в ближайшее время. Если люди заинтересованы информацией, самое интересное лучше сказать в конце, а если не очень – вначале. Во время беседы или лекции нужно пробуждать интерес, почаще задавая другим вопросы и выясняя, насколько тема понятна и интересна собеседникам, и т.д.
Из сказанного следует:
1. Чтобы  быть правильно понятым  старайтесь воздействовать на сильные каналы восприятия собеседника, если, конечно, вы определите, какие функции восприятия у него являются ведущими.
2. Чтобы понять другого старайтесь получить от него информацию  в том виде, который вами лучше воспринимается. Это потребует немного усилий, чтобы создать необходимую атмосферу и дистанцию общения.
3. Чтобы достичь взаимопонимания, выберите ту дистанцию и те формы общении, которые бы устроили обоих и старайтесь придерживаться выбранного курса.
4. Чтобы не раздражаться из-за непонимания  вас  другими,  будьте снисходительны  к ним и не требуйте от них правильного восприятия информации,  если она поступает в формах, не очень хорошо для них подходящих  и  ищите другие способы передачи этой информации.
Соблюдая эти правила, вы почувствуете, к своему удивлению, что многие недоразумения исчезнут и вы сможете добиться от собеседника большего понимания и желания идти вам навстречу, чем прежде.
Статики и динамики
Следующий признак, который мы рассмотрим, носит название «статика – динамика». К сожалению, этот признак многие соционики тоже понимают по-разному. С моей точки зрения, наличие у ТИМа признака «статика» дает человеку склонность видеть каждую наличную ситуацию вне особой связи с предыдущими и последующими событиями, как бы в виде ряда фотографий (если его восприятие опирается в наибольшей степени на визуальную репрезентативную систему, говоря в терминологии, принятой в нейролингвистическом программировании). Благодаря этому свойству статик получает возможность прочувствовать, увидеть или исследовать наличное состояние или ситуацию во всей его мгновенной полноте, не отвлекаясь на его историческую, меняющуюся во времени составляющую.
Динамик же, наоборот, мало способен к восприятию текущей ситуации в стабильном виде, поскольку воспринимает происходящее как цепь взаимосвязанных и взаимоперетекающих одно в другое событий. Такое восприятие больше похоже не на ряд фотографий, а на видеозапись. Когда-то при обсуждении в одной из компьютерных сетей вопроса об отличиях статика (т.е. человека, ТИМ которого обладает признаком «статика») от динамика мне пришел в голову такой образ: если течение событий представить в виде реки, то статик выглядит подобно человеку, стоящему на берегу и наблюдающему за игрой воды, света и теней на ее поверхности, а динамик, находясь в воде, плывет вместе с рекой, не имея возможности отстраниться от ее внутренних изменений.
Статику присущи некоторые трудности в обнаружении тенденций – до той поры, пока эти тенденции не превысят некий довольно значительный порог, существенно меняющий всю картину; динамик же, напротив, как раз тенденции и замечает в первую очередь. В то же время динамик может упускать из внимания какие-то детали стабильной общей картины. Здесь следует учитывать, что большее внимание к деталям и нюансам реального мира присуще в первую очередь сенсорикам, а обладателям интуитивных ТИМов замечать их труднее, поэтому для сенсориков и интуитов наличие одного из рассматриваемых признаков ведет к усилению особенностей восприятия – либо в стабильном виде (статика), либо в смысле выделения изменений (динамика).
Признак «динамика» имеют ТИМы, у которых функция  находится в одной из позиций ментального кольца модели А, то есть либо в позициях блока Эго, либо в позициях блока Супер-Эго. Можно предположить, что наличие интуиции времени в ментальном кольце приводит к тому, что динамику легче осознавать процессы, связанные с течением времени, чем статику. Напомним, что отнесение функций ментального кольца к сознательным, а функций витального кольца к бессознательным довольно условно, это всего лишь тенденция, реализация которой зависит от множества причин не столько соционического, сколько психологического характера. Однако динамические изменения в событиях, ситуациях, людях и т.д., как правило, замечаются динамиками раньше, чем эти изменения успевает воспринять статик.
К статикам относятся логики первой и второй квадры и этики третьей и четвертой. Соответственно, признак «динамика» имеют этические ТИМы первой и второй квадр и логические третьей и четвертой.
1. Общие положения и свойства "ПОЗИТИВИЗМ — НЕГАТИВИЗМ" — индивидуальный, дуализирующий признак: в каждой дуальной диаде один из партнёров ПОЗИТИВИСТ, другой — НЕГАТИВИСТ. ПОЗИТИВИЗМ (как психологический признак) — изначальная установка на доверие к людям, само программирование на удачный результат взаимодействия с окружающими. Изначальная уверенность в благополучном результате общения. (Открытость, общительность, оптимизм.) НЕГАТИВИЗМ — изначальная установка на недоверие к людям; неуверенность в благоприятном результате общения с окружающими, подтверждённая многократным опытом и проверками в реальных жизненных условиях. (Закрытость, настороженность и пессимизм). В плане информационного взаимообмена: ПОЗИТИВИЗМ — это установка на освоение новых информационных пространств (новых территорий, новых областей познания, новых объектов и систем отношений). НЕГАТИВИЗМ — установка на защиту своего информационного поля (на защиту своей концепции и своей территории). 1-2. Особенности мироощущения ПОЗИТИВИСТЫ и НЕГАТИВИСТЫ как будто “ходят” под разными “богами”: у ПОЗИТИВИСТОВ чаще сбываются позитивные прогнозы, у НЕГАТИВИСТОВ — негативные. У ПОЗИТИВИСТОВ оптимизм словно “поощряется свыше”, у НЕГАТИВИСТОВ “поощряется” пессимизм. ПОЗИТИВИСТ из любой мелочи может создать себе повод для радости и никому не позволит её омрачить — борется за каждый миг удачи, за каждый "луч света" в "тёмном царстве”. НЕГАТИВИСТ из - за любой мелочи может расстроиться, испортить себе или другим настроение. У ПОЗИТИВИСТА “мало праздника” никогда не бывает; если праздника “мало”, то это “плохой” праздник. ПОЗИТИВИСТ веселится “от души” (чтобы праздника было “много”), стараясь охватить радостью всех присутствующих, чтобы никто обижен не был. (Опять же потому что настроен на дуализацию с НЕГАТИВИСТОМ, у которого всё очень сложно, к которому всегда нужен “ особый подход” и особое приглашение.) У НЕГАТИВИСТА радость никогда не бывает полной — обязательно что - нибудь её да омрачит: то его расстроит какая - то досадная случайность, то ощутит “ложку дёгтя”, которая всё испортит, то ему просто так взгрустнётся, “средь шумного бала”... Как минимум, своими ощущениями НЕГАТИВИСТ может быть недоволен (он устал, его перекормили, недопоили, слишком рано с праздника увели). ПОЗИТИВИСТЫ чаще излучают веселье, жизнелюбие и оптимизм. В молодости буквально искрятся радостью (особенно девушки), бывают смешливы, восторженны, эмоциональны (самые большие “хохотушки” — ЭТИКИ - ПОЗИТИВИСТЫ: Есенины, Цезари, Достоевские, Гюго). 1-3. ПОЗИТИВИСТЫ и НЕГАТИВИСТЫ. Внешние проявления У ПОЗИТИВИСТА взгляд “светлый”, “солнечный”, “золотистый”, искрящийся, смех заразительный, улыбка лучезарная (особенно у ЭТИКОВ) У НЕГАТИВИСТА — взгляд сумрачный, грустный — даже, если улыбается. “Бархатно - сумрачный”— взгляд Гамлета (узнаваем по частой смене грустных оттенков настроений). ПОЗИТИВИСТЫ более открыты, общительны, легче вступают в контакт, легче его поддерживают. НЕГАТИВИСТЫ более закрыты, тяжелее входят в контакт, быстро устают от общения. ПОЗИТИВИСТ общается ровно, плотно; общение его не утомляет (но сам он вполне может утомить). У НЕГАТИВИСТА неровный, “пульсирующий” контакт — то появляется, то исчезает, человек, словно, то “присутствует”, то “отсутствует” — в присутствии собеседника от него же и “отдыхает” ("отстранённый" контакт). В общении ПОЗИТИВИСТЫ чаще берут близкую дистанцию (особенно ДЕМОКРАТЫ - ДЕКЛАТИМЫ), НЕГАТИВИСТЫ — далёкую (особенно АРИСТОКРАТЫ - КВЕСТИМЫ). 2.ПОЗИТИВИЗМ — НЕГАТИВИЗМ как способ накопления жизненного опыта ПОЗИТИВИСТ активнее накапливает позитивный жизненный опыт и в большей степени сосредотачивается на позитивных явлениях, рассматривая ПОЗИТИВНОЕ —
как должное ("так и должно быть, а как же иначе?"),
как подтверждение фундаментального правила, о том, что всё на свете устроено хорошо и разумно
как аксиому, не требующее доказательств,
а НЕГАТИВНОЕ —
как сбой в естественном и гармоничном порядке вещей,
как исключение из правил (“в основном все люди — хорошие, но иногда попадаются плохие, как исключение”),
как теорему, которую ещё надо доказать.
НЕГАТИВИСТ активнее накапливает негативный жизненный опыт. Более сосредотачивается на негативных явлениях, рассматривая негативное как правило, а позитивное — как исключение. Любое удачное стечение обстоятельств рассматривает как редкое везение, исключение из правил — "обычно так не бывает!”. НЕГАТИВИСТ (особенно, ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ - РЕШИТЕЛЬНЫЙ) боится расслабляться, “почивать на лаврах”, радоваться жизни от всей души, ПОЗИТИВИСТ (в частности, БЕСПЕЧНЫЙ - РАССУЖДАЮЩИЙ) может себе это позволить. Если НЕГАТИВИСТ позволил себе расслабиться и в результате у него что - то сорвалось, он воспринимает это как должное, как вполне закономерный “урок” — не надо было расслабляться. Если ПОЗИТИВИСТ позволяет себе расслабиться и в результате у него что - то срывается, он воспринимает это с возмущением, как незаслуженную кару: теперь и расслабиться нельзя, повсюду опасности подстерегают! У ПОЗИТИВИСТА очень сильно портится характер, если жизнь заставляет его настраиваться на негатив: в общении появляется враждебность, “колючесть”, агрессивность, озлобленность; тяжело идёт на контакт, раздражается по пустякам, создаёт этические и коммуникативные проблемы. У НЕГАТИВИСТА позитивный настрой в юном возрасте — опасный симптом (разочарования не заставят себя ждать), в пожилом возрасте — это показатель душевной зрелости, житейской мудрости, жизнелюбия и оптимизма наперекор всему. Для оптимального прогнозирования ближайших событий ПОЗИТИВИСТУ “удобнее” быть оптимистом (ожидания его чаще НЕ разочаровывают), а НЕГАТИВИСТУ “удобнее” быть пессимистом (трудно рассчитывать на удачу: стоит только на что - нибудь понадеяться, тут - то оно и сорвётся). НЕГАТИВИСТУ за преждевременную радость приходится дорого расплачиваться, ПОЗИТИВИСТУ, как правило, нет. 3.Меры предосторожности ПОЗИТИВИСТОВ и НЕГАТИВИСТОВ Как уже отмечалось Аушрой Аугустиновичуте, НЕГАТИВИСТ не включит незнакомый электроприбор, не прочитав инструкцию, не посмотрев, хотя бы, на какой режим работы он установлен, на какое напряжение). ПОЗИТИВИСТ к этому относится проще, подобными пустяками себя не утруждает, зато и аппаратуру чужую может преспокойно спалить. Но и нагоняй ПОЗИТИВИСТ (особенно, ПОЗИТИВИСТ - СУБЪЕКТИВИСТ) перенесёт легче: хорошее настроение дорогого стоит, его по пустякам портить жаль (подумаешь, спалил — мелочи какие!). НЕГАТИВИСТ, взяв чужую вещь в руки, сразу же представит себе цепочку грядущих неприятностей на тот случай, если он её разобьёт, потеряет или будет с ней неправильно обращаться. По этой же причине НЕГАТИВИСТЫ очень неохотно берут чужое на временное пользование. (Лучше иметь своё и не переживать). Неохотно берут и деньги в долг — опасаются, что могут забыть, задержать с возвратом или по стечению обстоятельств не сумеют вернуть и этим дадут повод о себе плохо думать... ПОЗИТИВИСТЫ в этом отношении чувствуют себя гораздо спокойнее — всё хорошо, проблема решается, а про вещь (или про деньги) люди вообще могут потом не вспомнить. На этом основании ПОЗИТИВИСТЫ (особенно ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ - СУБЪЕКТИВИСТЫ — ЭСЭ, Гюго, ИЭИ, Есенин) могут преспокойно присвоить себе чужую вещь и при этом хорошо себя чувствовать — обидятся, если вещь “вдруг” попросят вернуть (“какая мелочность!”). Должник - ПОЗИТИВИСТ вернёт вещь с обидой на её хозяина (“И не стыдно портить настроение из - за таких пустяков! Мог бы вообще подарить!”). Если НЕГАТИВИСТ вернёт вещь с опозданием, обижаться будет только на самого себя — за то, что забыл вернуть в срок, за то, что ему (к его стыду) об этом напомнили, за то, что неаккуратно пользовался вещью и это возможно заметят, за то, что не удосужился купить себе такое же своё. НЕГАТИВИСТ (даже БЕСПЕЧНЫЙ) не так беспечен, как БЕСПЕЧНЫЙ ПОЗИТИВИСТ, — он редко рассчитывает на везение, на "авось пронесёт". И когда приходится расплачиваться за отступление от своих правил и принципов, понимает, что эту расплату заслужил: не надо было давать повод о себе плохо думать, не надо было полагаться на авось. НЕГАТИВИСТ (особенно ИНТРОВЕРТ - ЭТИК) найдёт за что себя корить, а ПОЗИТИВИСТ (особенно ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТИК — Гюго, Есенин) найдёт, за что обижаться на других (ну не себе же портить настроение!). 
Доверчивость ПОЗИТИВИСТА и подозрительность НЕГАТИВИСТА ПОЗИТИВИСТ менее всего склонен предполагать злой умысел в поступках другого человека (соконтактника, партнёра, компаньона). По этой причине ПОЗИТИВИСТ чаще, чем НЕГАТИВИСТ становится жертвой непорядочных людей и злонамеренных отношений. ПОЗИТИВИСТ легко поддаётся на обман (тем более, что он сам обманываться рад) даже если производит (или пытается произвести) впечатление хитрого, лукавого, расчётливого, делового, прагматичного человека, который "сам себе на уме", "тоже не лыком шит" и не даст себя провести. Эту роль часто разыгрывают ДИНАМИКИ-ПОЗИТИВИСТЫ — Гюго, Джек, Габен, Есенин, вступая в деловые соглашения, заключая сделку, производя окончательный расчёт. 

Приложенные файлы

  • docx 15584321
    Размер файла: 46 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий