задания ХГ, зао 2012-13

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар 1. Воспитательный потенциал
народной педагогики
Народная педагогика уходит корнями в глубокую древность. Ее основные направления, в частности воспитание, были проверены и выработаны на практике многими поколениями. Г.Н. Волков считает, что педагогические истины вечны так же, как и библейские заповеди, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям. Есть тысячелетний фундамент народного, национального воспитания – традиционная педагогика, традиционная культура воспитания, – на котором держится современное образование. Одновременно это своего рода и сердцевина, духовный стержень гуманистической педагогики. Педагогическая культура каждого народа отличается своеобразием, т.к. отражает особенности бытия этноса. Ориентация на народные традиции, культуру реализует сущностные потребности личности в настоящем и будущем на основе освоения духовных ценностей прошлого и современности. Процесс ориентации имеет три взаимопроникающие фазы: присвоению личностью ценностей народной педагогики; преобразование личности на основе присвоенных ценностей этнопедагогики; самопроектирование, или прогноз личности на будущее.
Для национального возрождения необходимо обращение к национальным педагогическим традициям. Этнопедагогика основывается на семи фундаментальных аксиомах-критериях: естественности, раннем начале воспитания, иерархизации его, природосообразности, полноте педагогического цикла – трехпоколенной семьи, «где каждый рождается внуком, а умирает дедом», комплексности подхода к воспитанию, инвентаризируемости опыта и идей народной педагогики. Это семь опор, на которых держится вся конструкция народного воспитания, и ни одна из них не может быть устранена, отброшена, ибо разрушится будущее строение как единое целое.
Приведите примеры и факты влияния народной педагогики на ваше собственное воспитание: назидания бабушки, внушение отца, советы матери, пожелания старших товарищей.

Материнский фольклор
Русская песня глубока, как человеческое страдание;
искренна, как молитва,
сладостна, как любовь и утешение
И.А. Ильин
Столетиями передавались из поколения в поколение тексты материнского фольклора, обращенные к детям. В них оказались зафиксированными наиболее удачные по содержанию и форме способы обучения ребенка пониманию образа мира. Образные, рифмованные, легко запоминающиеся тексты пестушек, потешек, пальчиковых игр были общеизвестны и с удовольствием исполнялись как взрослыми, так и детьми.
В народной культуре построение базовой системы координат начиналось сразу после появления младенца на свет. Новорожденный человек становился частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом и разнообразно взаимодействующих миров. Колыбельная песня, является традиционным способом помощи ребенку в психологическом структурировании пространства окружающего мира и осознании своего места в нем. Это школа жизни для ребенка, содержащая ценный информационный и эмоциональный потенциал. Колыбельные песни, входят в основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия человека в мире, вокруг которых выстраивается в его сознании вся структура бытия.
Колыбельные песни насчитывают не один век, и их образование совпадает с моментом складывания этнического самосознания русского народа, это сжатая до текстовой основы народная мудрость. Каждое слово, каждый внутренний жест колыбельной песни, представляет собой свернутую спираль всего предшествующего опыта поколений предков, которая начинает разматываться каждый раз, на новом витке жизни.
1. Докажите с помощью примеров, что мудрость народной педагогики берет начало с колыбельной песни.
2. Какая функция колыбельных песен отчетливо прослеживается в одном из первых текстов записанных П.В. Шейном в 1898 году: «От всякого глазу, от всякого благу, от всех скорбей, от всех напастей, от лома-ломищы, от крови-кровища, от зла человека-супостата».
Бай, бай, да люли!
Хоть сегодня умри
Завтра мороз, снесут на погост,
Мы поплачем, повоем, в могилу зароем.
Седни Ванюшка помрет, завтра похороны.
Бабушка старушка, неси полотенце, накрыть младенца.
3. Случайно ли до сих пор ребенка иногда называют ласковым словом «лялечка», а бережное отношение к детям передают словом «лелеять»? Название детской колыбели «люлька» восходит к тому же корню «лель». Определите этимологию этих слов. В каких еще словах прослеживается связь между языком и древними, полузабытыми верованиями?
4. Определите значение и педагогическую идею:
английского стихотворения без смысла У. Рэнду: «Если бы конь оседлал ездока, если бы трава стала есть корову, если бы мыши охотились за котом, если бы мужчина стал женщиной».
немецкой фольклорной песенки: «Жил в мужике богатый дом, пил хлеб, закусывал вином, стриг ножницы овечкой, доской рубанок он строгал, в коня повозку запрягал, топил поленья печкой».
русской небылицы: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота».
Можно ли отнести эти фольклорные тексты к одному жанру? Приведите примеры подобных текстов. Содержат ли в себе похожие педагогические идеи стихотворения К.И. Чуковского «Путаница», «Человек Рассеянный»?
5. Фрагмент из дневника профессора Кацара, одно из воспоминаний белорусской женщины: «Я грамотная. Потому я умела вышивать пословицы и поговорки с узорами, с буквами. У меня была дочка Лариса. Родилась она в 1888 году. Вот она вышла замуж за хорошего человека. Он был партийным. Работал в Министерстве сельского хозяйства. Но когда нас стали при Советской власти называть нэпманами и стали притеснять, та кони совсем от нас отказались. Мы тогда жили в большой бедности. И вот я решила напомнить дочке о доме и родне. Я вышила на рушнике узор «Долг платежом красен», и на том же рушнике вышила буквами: «Не забывай родную мать». Послала этот рушник дочке. Она сильно после этого плакала. Приехала к нам тайком от мужа. Привезла нам денег и продуктов. Но муж узнал про это и не сердился на нее».
Какое средство воспитания использовала белорусская крестьянка? Встречались ли Вам полотенца с надписями и пожеланиями?
Сказка
Послушайте, да люди добрые,
Я ли вам да старину расскажу
(из народной песни)
Сказки русского народа К.Д. Ушинский называл первыми блестящими попытками народной педагогики. Время появления основных сказочных сюжетов установить теперь довольно сложно. В масштабах человеческой культуры – очень давно. В Киевской Руси сказку называли «басень» от глагола «баять» говорить. Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики». Сохранились также слова «баюн» (Баян, кот-баюн).
Ошибочное впечатление, что сказка пустяк, сказка-складка. Афанасьев писал: «Пустая складка не могла бы сохраниться у народа в продолжение целого ряда веков и на огромной протяженности страны, удерживая и повторяя одни и те же представления». Сказка несет в себе большую смысловую нагрузку и не только забавляет, потешает людей и детей, но сохраняет, передает из поколения в поколение устную летопись событий прошлых веков, житейскую мудрость, поучение. Иначе как бы могла сохраниться древняя сказка и продолжать жить в культуре, если эта культура буквально всем отличается от культуры, где она первоначально возникла. Сказочные предания являются самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников – мифов, законов, даже моральных предписаний и технических приспособлений – сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках, но не в живой культуре. Любая сказка наполнена важным психологическим содержанием. У нас и у тех древних народов все разное – язык, государство, обычаи и т.д. – и трудно представить, что нас может объединять, если не устройство психики.
Сказки могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев. Не следует забывать, что в сказке описывается возможное взаимодействие ролей, которые может брать человек в основу своего жизненного сценария. Эти роли прекрасно описал Эрик Берн, рассматривая, как может вести себя Красная шапочка, Спящая красавица в реальной жизни. Если мы обратимся к русским народным сказкам, мы также увидим четкое предписание отдельным персонажам, каким ролям они должны следовать, это и глупый волк, хитрая лиса, заяц-трусишка и т.д.
6. И.А. Ильин писал: «Ребенок должен мечтать в сказках своего народа». В каких сказках «мечтали» Вы? Какие современные сказки влияют на игры детей, сюжет их рисунков, выбор любимых героев?
7. Прочитайте слова Д. Лихачева: «Что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм, показывающий свою наготу и наготу мира, разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы, человек, ошибочно ею пользующийся Обнажение уравнивает всех».
Найдите примеры в русских сказках, которые бы подтверждали или (опровергали) данные слова. Как по-новому можно представить и проанализировать образ Ивана-дурака в русских народных сказках?

Пословицы и поговорки
8. Приведите отрывок из художественного произведения или случай из собственной жизни, который можно было бы прокомментировать конкретной пословицей.
9. Продолжите следующую мысль: пословица умеет быть немногословной, умной, деловитой, о многом она гордо и как бы независимо молчит
10. Соотнесите понятия «пословица» и «поговорка».
11. Прокомментируйте педагогическую идею народной узбекской пословицы: «Делай то, что учитель говорит, не делай то, что учитель делает». Какие особенности развития личности учитывал народ, создав эту пословицу. Вспомните своих педагогов, какие их поступки расходились с их словами.
12. Попытайтесь объяснить, почему подбирая пословицы, которые бы наилучшим образом отражали русский характер, большинство респондентов выбирали следующие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «Русский мужик задним умом крепок», «На Руси, слава богу, дураков на сто лет запасено», «Работа не волк в лес не убежит».
Проанализируйте известные Вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человек
Методы воспитания
От слушания происходит мудрость, от мудрости – практика,
а от практики – самосовершенствование
«Артхашастра (1 в н.э.)»
Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляет сложившиеся традиции. Существуя со времени возникновения человеческого опыта, она впитала себя вековые методы и требования к воспитанию детей. Практически все методы воспитания народной педагогики делятся по степени воздействия на психику воспитуемого: на группы морального, эмоционального, физического и словесного воздействия. Первые общественные моральные нормы, регулирующие поведение взрослых и детей, были табу – система запретов и ограничений в различных сферах деятельности (запрещение внутриродовых браков, определенный период охоты и рыбной ловли, нормы поведения мужчин и женщин). Ими было проложено начало таким методам воспитания как предупреждение, уговор, укор, порицание. Под их влиянием зародились зачатки народной педагогики.
Одно поколение сменяет другое, рушатся государственные системы и режимы, но до той поры, пока народ помнит о своих древних корнях, чтит традиции своих великих предков, сохраняет свою древнюю культуру и символы, до того времени народ жив и будет жить!
13. Представьте, что вас пригласили на родительское собрание в один из детских садов города. Образно подайте родителям информацию о методах воспитания в народной педагогике. В качестве настольной книги вам может служить третий параграф «Методы обучения и воспитания» первой главы книги Т.Ф. Кузиной и Г.И. Батуриной «Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды».
14. Раскройте главные функции обычая?
15. Раскройте педагогический смысл следующих народных пословиц: «Умел дитя родить, умей и научить», «Родительское слово на ветер не молвится», «Рыба портится без соли – ребенок без присмотра», «Хоть по старому, хоть по новому, а все отец старше сына».
16. Определите с опорой на пословицы, какими методами воспитывают гостеприимство у детей разные народы: английская «Мой дом – моя крепость», цыганская «У цыган дом – три кола, а посредине головня», русская «Гость в дом – Бог в дом». Почему так устойчиво держится обычай гостеприимства, одним из главнейших? Какова точка зрения на гостеприимство? Почему лучшее время для гостевания наступает к вечеру? Почему гость аналогичен приходящему божеству Дионису?
17. Есть одна прекрасная притча. Жили рядом две матери, две вдовы. Обе растили по единственному сыну, обе бедствовали. Одна мать безоглядно отдавала сыну все – сама кусочка не съест, лишнего не купит, все ему, солнышку ненаглядному, сиротиночке бедной. А другая мать и о сыне заботиться, и от себя не отреклась. Принесет в дом кусочек – пополам: и сыну, и сама съест. Обновку сыну купит, а в другой раз – себе. Удивлялась соседка: нет, говорит, не любишь ты сына, так как я, не отдаешь ему всю себя. Прошли годы
Задание: окончите притчу.
Литература:
Давыдова, О.И. Использование антропотехник в рамках этнопедагогического подхода / О.И. Давыдова. // Педагог. – 1998. - №2. – С. 81-86.
Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. – М.: Школьная пресса, 2000. – 144 с.
Латышина, Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 128
Семинар 2. Семья как средоточие народной педагогики

1. Подберите несколько пословиц, которые можно было бы использовать в качестве заповедей семейной жизни.
2. Прокомментируйте народную пословицу: «Что у родителя слетает с языка, то у ребенка скачет на языке».
3. В народе сложилось твердое убеждение, что отклонение в поведении детей – это результат запущенности, т.е. плохого воспитания в семье: «Пороки ребенка – от его семьи», «Из кривого дымохода и дым кривой». Согласны ли Вы с таким убеждением? Подтвердите или опровергните данное утверждение.
4. Прочитайте надпись на лубочной картине.
Кормить юношество наше
Лишь березовой кашей –
Это грубость порождать,
Чувство чести отбирать?
О каком методе воспитания идет речь?
5. Раскройте педагогический смысл следующих народных пословиц: «Умел дитя родить, умей и научить», «Родительское слово на ветер не молвится», «Рыба портится без соли - ребенок без присмотра».
6. Попробуйте увидеть в стихотворении Н.А. Некрасова подлинную картину труда ребенка в русской крестьянской культуре. Какими приемами и методами воспитания, добивались формирования трудовых умений? Какими критериями определялось состояние готовности ребенка участвовать в трудовой деятельности взрослых на равных?
« – Довольно, Ванюша! Гулял ты немало,
Пора за работу родной! –
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец убирает,
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем»

« – А кой тебе годик? – Шестой миновал
Ну, мертвая! – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был та уморительно мал,
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь »
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

7. Прокомментируйте слова русской народной приговорки: «Сынок сосунок, не век сосунок, через год стригун, через два – бегун, через три игрун, а там и хомут».

Этнопедагогика здоровья
Деньги – медь, одежда – тлен, здоровье всего дороже
Забота о здоровье выросла из инстинкта стремления к самосохранению. В этом смысле она – самая древняя из целей воспитания, хотя и уступает по степени осознания целям трудового и умственного воспитания.
Физическое воспитание наиболее рельефно выделялось на ранних ступенях общественного развития и менее – после отделения умственного труда от физического. В эпоху варварства почти все воспитание сводилось к физическому, а обучение – к отдельным видам физического труда. Только в эпоху цивилизации физическим воспитанием люди начинают заниматься целенаправленно и сознательно. Следовательно, физическое воспитание в эпоху дикости и варварства можно только условно назвать воспитанием, в действительности оно скорее представляло физическое развитие в процессе трудовой деятельности. Целенаправленная и разумная организация физического воспитания берет свое начало с того времени, когда произошло отделение умственного труда от физического.

1. Продолжите советы по сохранению здоровья: «Лук семь недугов лечит», «Лук да капуста лихого не пропустят», «Баня мать вторая: кости распарит, все тело направит».
2. Профессор Кацара: «Я спросил, что означает женщина, вытканная на рушнике. Александрина ответила:
– Старые женщины мне так объясняли, что это древняя богиня, которая как будто бы запрещена. Попы ее не любят, это я знаю. Вроде как она вредоносная богиня. Зато она полезная и необходимая в хозяйстве. Она помогает урожаю, чтобы был хороший урожай, помогает от засухи, от града. Этот рушник посоветовала мне вышить тетка Прасковья, чтобы лечить, оберегать от хвори, и особенно от тяжелых родов, от болезни живота. Это, как бы святая, как это сказать, нехристианская, молитвы ей нужны другие. Заговоры и молитвы, как у знахарок».
Народная медицина имеет такую же древнюю историю, как и народная педагогика. Какие «рецепты» народной медицины Вы знаете? Как часто современные медики используют в своей практике рецепты «народной медицины»?
3. И.А. Ильин писал: «Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд» не есть «болезнь» и что работа не есть «рабство», что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы». Аргументируйте это фактами из своей жизни.
4. В русской народной культуре, только труженицу назовут красавицей, красивая бездельница не будет считаться хорошей невесткой, женой, матерью. Что включает в себя содержание физического воспитания? Когда произошло отделение физического воспитания от умственной и трудовой деятельности?
5. Почему в отличие от замужней женщины девушку считали «бездомной»? Определите этимологию слов «невеста», «свекровь», «шурин», «зять». Как происхождение некоторых слов связано со здоровьем будущего рода?
6. Записи опроса староверов Сибири (середина ХХ века), представленные Евдокией Бойко гласят, что период беременности, по мнению жителей Сибири, сильно влияет на формирование привязанности к ребенку, на чувство материнства. «Своих детей ишо нет, так с другими водись – твой и услышит, как ты им поешь, рассказываешь», «Кого ты родишь? Он же ничо понимать у тебя не будет: ить он в животе – то только к окружающам и прислушивается. А если робить не будишь, то хиляка родишь». «Ну и чо, что нервничаешь до расстраиваисся - уговаривай и себя и его».
Как здоровье матери (течение беременности, роды) влияет на здоровье ребенка?
7. В чем признаки перехода от традиционного постулата коллективного здоровья к новой парадигме здоровья как личной ответственности?
8. Среди мудрецов и ученых много долгожителей: философы Пифагор и Платон прожили до 80 лет, писатель Лев Толстой – 82 года, поэт Омар Хайям, психолог Зигмунд Фрейд – 83 года, писательница Агата Кристи – 85 лет, художник Илья Репин и писатель Жор Сименон – 86, писатель Кнут Гамсун – 92 года. В возрасте 77 лет Джон Гленн совершил полет в космос.
Какими факторами на Ваш взгляд обусловлено долгожительство этих талантливых людей? Назовите их. Что, по Вашему мнению, способствует сохранению здоровья, твердой памяти в старости? А были ли долгожителями Ваши предки?
9. Прочитайте притчи разных народов:
А. Однажды ученик лекаря спросил своего наставника:
– Учитель! В чем секрет долголетия?
– Основа долголетия, – отвечал лекарь, – это здоровье. Основа здоровья – спокойствие. Спокойный не разрушает свое тело страстью, ненавистью, ненасытным желанием. Он не подрывает здоровье радостью и печалью, тоской и страхом, но, избегая лишнего, никогда не отказывается от тех удовольствий, которые не нарушают гармонии инь и ян. (Старинная даосская притча).
Б. Столетний царь по имени Яяти умирал. Когда Смерть пришла за ним, Яяти взмолился:
– Может, ты заберешь одного из моих сыновей? Я еще не пожил по-настоящему: Все время был занят делами царства и забыл, что должен покинуть эту землю. Будь сострадательной!
– Хорошо! – ответила Смерть. – Спроси своих детей.
Яяти обратился к своим сыновьям. Но старшие уже стали хитроумными, они выслушали его и не сдвинулись с места. Тогда самый молодой подошел к Смерти и сказал:
– Я готов отправиться с тобой.
Даже Смерть пожалела юношу: раз столетний старик недостаточно пожил на этом свете, что говорить о его младшем ребенке. Смерть сказала:
– Ты невинный мальчик. Ты ничего не видел. Почему ты?
Молодой человек ответил:
– Мой отец не смог нажиться за сто лет, значит, и я не смогу.
Смерть забрала сына и через сто лет вновь пришла к Яяти. Царь удивился:
– Так быстро! Я думал, сто лет – очень долгий срок, нет нужды торопиться. Я только спланировал свою жизнь – а ты пришла снова!
И на этот раз один из сыновей согласился умереть за отца. Так происходило до тех пор, пока Яяти не исполнилось тысяча лет. Тогда смерть спросила его:
– Опять хочешь, чтобы я забрала одного из твоих детей?
И царь ответил:
– Нет. Теперь я понял, что и тысяча лет – всего лишь мгновение. Сколько бы ты не жил – всегда будет слишком мало (Индуистская притча).
В. Есть такая притча: хозяин принимал гостя и предложил ему вина. Тот говорит:
– С удовольствием, пошли мальчика, пусть принесет.
Но хозяин принес вино сам.
– Почему ты не прислал мальчика? – спросил удивленный гость.
– Знаешь, я стараюсь сохранять мальчика в себе и поэтому время от времени посылаю его что-нибудь сделать.
Г. Хасидская притча гласит: двое ожидают посмертного суда. Вызывают одного из них.
– Почему не меня? Я же первый! – возмущается оставшийся.
– Сначала те, кто старше.
– Я намного старше! Я его в люльке качал!
– У нас иной отсчет: он жил полной жизнью, а у тебя и двух годочков не наберется.
Задание:
Какая народная мудрость объединяет все эти притчи? Найдите народные сказки, пословицы и поговорки в которых также говорится о молодости и старости. Прокомментируйте их, определите педагогическую ценность.



13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15

Приложенные файлы

  • doc 15575242
    Размер файла: 71 kB Загрузок: 2

Добавить комментарий