Тесты по модулю 1 -для самоподготовки

Аксиология
Тесты по модулю №1. 2014 год

Тема: Аксиология как раздел философии и её возникновение:
Для возникновения аксиологии особенно важным было:
различение Паскалем суждений математического рассудка («логика рассудка») и суждения чувства человека (суждения сердца, «логика сердца»);
вопрос «Что есть благо?», впервые поставленный Сократом,
 различение Платоном двух форм бытия: чувственного (физической реальности) и сверхчувственного (умопостигаемой реальности).
Кем было экспериментально доказано, что поведение человека направляется «моделью потребного будущего»?
Н.А.Бернштейн,
И.П. Павлов,
Ф. Энгельс.
Термин “аксиология” был введен в 1902:
немецким философом И. Кантом,
французским философом П. Лапи,
немецким философом Э. Гартманом,
античным философом Сократом.
Предметом специального изучения ценности стали после того, как:
И. Кантом было выполнено теоретическое отделение сферы сущего от сферы должного,
Паскаль обратил внимание на различие суждений математического рассудка и суждения сердца человека,
проблема ценностей попала в фокус явного знания.
Формально возникновение аксиологии как раздела философии связывают:
с книгой Р.Г. Лотце «Микрокосмос»,
с «Критикой практического разума» И. Канта,
с работами Паскаля.
Аксиология есть философское учение о:
природе ценностей,
природе добра и зла,
онтологическом статусе ценностей,
способах познания ценностей,
происхождении и развитии ценностей,
структуре ценностного мира человека,
связи различных ценностей между собой,
роли ценностей в бытие человека,
оценочной деятельности человека.

Тема: Ценности как предмет аксиологии: проблема понимания:

В качестве ценности как предмета аксиологии не рассматриваются:
объекты действительности, существующие объективно, но оцененные индивидом или обществом как значимые, как образец, идеал, норма;
вещи, отличающиеся большой стоимостью,
интенции сознания, определяющие направленность поведения и деятельности индивида к тому, что пережито им как значимое само по себе.
Что такое культурные ценности?
положительные ценности,
реализованные личностные ценности,
ценности, значимые с точки зрения развития культуры, общества.
Что такое личностные ценности?
структуры индивидуального сознания - мыслительные образы;
ценности с эгоистической направленностью;
личностные качества совершенного человека.
Понятие «ценностная ориентация» используется:
как тождественное понятию «личностная ценность»,
для обозначения общей направленности активности человека, которая определяется системообразующей ценностью,
как способность определить положительные и отрицательные ценности.
Общественные и индивидуальные ценности различаются:
тем, что первые реализуются только обществом, а вторые индивидами,
степенью общезначимости,
тем, что первые одинаковы для всех людей, а вторые уникальны.
Что считается источником возникновения ценностей в теориях аксиологического онтологизма?
общество,
сознание индивидуального человека,
нечто, находящееся вне бытия человека, но определяющее его порядок,
сознание индивида в его дорефлексивной сфере, опирающееся в своей деятельности на освоенный этим индивидом общественный опыт.
Что считается источником возникновения ценностей в теориях аксиологического трансцендентализма?
общество,
сознание индивидуального человека,
нечто, находящееся вне бытия человека, но определяющее его порядок,
сознание индивида в его дорефлексивной сфере, опирающееся в своей деятельности на освоенный этим индивидом общественный опыт.
Что считается источником возникновения ценностей в теориях аксиологического психологизма?
общество,
сознание индивидуального человека,
нечто, находящееся вне бытия человека, но определяющее его порядок,
сознание индивида в его дорефлексивной сфере, опирающееся в своей деятельности на освоенный этим индивидом общественный опыт.
Что считается источником возникновения ценностей в теориях аксиологического нормативизма?
жизнь социума,
сознание индивидуального человека,
нечто, находящееся вне бытия человека, но определяющее его порядок,
сознание индивида в его дорефлексивной сфере, опирающееся в своей деятельности на освоенный этим индивидом общественный опыт.
Различение ценностей по степени их общезначимости как абсолютных (или теоретических) и индивидуальных (или фактических) ценностей впервые было установлено в теориях аксиологического
трансцендентализма,
нормативизма,
психологизма,
онтологизма
К теориям аксиологического трансцендентализма относят работы:
В. Виндельбанда,
М. Вебера,
М. Шелера
Г. Риккерта,
Ценности с наивысшей степенью общезначимости В. Виндельбанд называл:
абсолютными ценностями,
теоретическими ценностями,
общечеловеческими ценностями.
Ценности с наивысшей степенью общезначимости Г. Риккерт называл:
абсолютными ценностями,
теоретическими ценностями,
общечеловеческими ценностями.
В чем В. Виндельбанд и Г. Риккерт усматривали назначение ценностей с высокой степенью общезначимости?
в их существовании в форме идеала,
в упорядочивании хаоса индивидуальных ценностей,
в упорядочивании фактически общезначимых ценностей,
Каким образом, с точки зрения теорий аксиологического трансцендентализма происходит обнаружение людьми трансцендентальных или абсолютно значимых ценностей?
через работу разума,
через суждения,
через интуицию,
такого рода ценности вообще не существуют.
Кто из философов рассматривает ценности как трансцендентное долженствование, проявляющееся как определенный порядок сознания, который устанавливается независимо от субъекта, раскрывается в процессе его суждений и отражает определенный способ взаимосвязи представлений субъекта о действительности.
М. Шелер,
Г. Риккерт,
В. Виндельбанд,
В чем усматривают принципиальное отличие ценностей от оценок В. Виндельбанд и Г. Риккерт?
в том, что ценности имеют объективное основание своего возникновения, а оценки – субъективное,
в том, что первые имеют субъективное основание своего возникновения, а оценки – объективное,
ценности и оценки принципиально не отличаются друг от друга.
В. Виндельбанд считал, что понятия, обозначающие ценности...
отражают значимые для человека качества бытия,
отличаются от понятий, выражающих бытие,
не отличаются от понятий, отражающих бытие.
Какие формы ценностей В. Виндельбанд выделял в качестве идеально общезначимых?
логические,
этические,
эстетические.
Кто первым из философов стал рассматривать ценности в качестве эталонов оценочного восприятия мира?
В. Виндельбанд,
М.С. Каган,
В. Дильтей.
Что такое «идеально общезначимое» в понимании В. Виндельбанда?
то, что не является материальным,
это не фактически общезначимое, а то, что является высшей необходимостью и управляет нашим мышлением,
это общечеловеческие ценности.
В каких теориях ценности отождествляются с нормами и нормативными убеждениями, выработанными обществом в результате культурного развития?
аксиологического нормативизма,
аксиологического онтологизма,
аксиологического трансцендентализма,
аксиологического психологизма.
Для теорий аксиологического онтологизма характерно изучение процессов возникновения и изменения ценностей с точки зрения:
общественной стороны бытия человека,
целостности бытия человека и его встроенности в бытие мира,
индивидуальной стороны бытия человека,
трансцендентальной стороны бытия человека.
Какие качества ценностей рассматривались как основные в теориях аксиологического трансцендентализма?
отсутствие связи ценностей с фактическим опытом, нормами жизни людей,
принадлежность ценностей к миру культуры,
субъективность ценностей,
ценности рассматривались как форма проявление сущностных, родовых качеств человека.
Убеждение о множественности равноправных ценностных систем складывается в учениях:
аксиологического плюрализма
аксиологического релятивизма,
культурно-исторического релятивизма,
аксиологического трансцендетализма,
аксиологического онтологизма.
Отказ от поиска универсальной системы ценностей и утверждение множества равноправных ценностных систем, выделяемых с помощью исторического метода, характерен для исследований
В. Дильтея,
М. Вебера,
О. Шпенглера,
Т. Парсонса,
А.Д. Тойнби,
П.А. Сорокина.
М. Вебер считал, что ценности – это:
отражение того значимого, которое выделяется как таковое в действиях легитимно господствующей власти,
то, что признается значимым в культуре,
высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых общественных группах, так и в обществе в целом.
Т. Парсонс считал, что ценности – это:
отражение того значимого, которое выделяется как таковое в действиях легитимно господствующей власти,
то, что признается значимым в культуре,
высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых общественных группах, так и в обществе в целом.
С чем именно связывают возникновение ценностей в теориях аксиологического психологизма?
с чувствами человека,
с действиями легитимно господствующей власти,
с переживаемыми человеком ситуациями,
с тем, что признается значимым в культуре,
с высшими принципами, на основе которых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых общественных группах, так и в обществе в целом,
с выделением в качестве значимых качеств и свойств только тех объектов или явлений, которые вовлечены в деятельность субъекта,
Что считает основанием возникновения ценностей Р.Б. Пери, Д. Дьюи?
высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых общественных группах, так и в обществе в целом,
потребности, которые соотносятся с необходимыми для их удовлетворения качествами объектов и явлений мира посредством импульсов, исходящих из иррациональной стороны человеческого существа,
сферу Абсолютного Духа – всеобщего, высшего и абсолютно необходимого.
благоприятные условия удовлетворения потребностей людей в конкретных отношениях.
Значение теорий аксиологического нормативизма в том, что:
разнообразие ценностей рассматривалось как проявление уникальности общественных и индивидуальных субъектов,
назначение ценностей усматривалось в разрешении тех проблем, которые определялись культурно историческими особенностями жизни социальных общностей,
была выявлена роль индивида в возникновении ценностей,
было обоснована роль бессознательного, иррационального в возникновении личностных ценностей,
результат оценивания действительности был поставлен в зависимость от личностных качеств и способностей человека,
выявили общественно-нормативный характер ценностей.
была установлено, что ценности всегда отражают оптимальную, с точки зрения общественного опыта форму отношений человека с миром,
было установлено, что общественные ценности являются для людей эталоном построения отношений;
был выявлен трансцендентный характер ценностей – они всегда являются для человека образом должного, идеалом, который индивид или даже человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия.
Значение теорий аксиологического психологизма в том, что:
разнообразие ценностей рассматривалось как проявление уникальности общественных и индивидуальных субъектов,
назначение ценностей усматривалось в разрешении тех проблем, которые определялись культурно историческими особенностями жизни социальных общностей,
была выявлена роль индивида в возникновении ценностей,
было обоснована роль бессознательного, иррационального в возникновении личностных ценностей,
результат оценивания действительности был поставлен в зависимость от личностных качеств и способностей человека,
выявили общественно-нормативный характер ценностей.
была установлено, что ценности всегда отражают оптимальную, с точки зрения общественного опыта форму отношений человека с миром,
было установлено, что общественные ценности являются для людей эталоном построения отношений;
был выявлен трансцендентный характер ценностей – они всегда являются для человека образом должного, идеалом, который индивид или даже человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия.
Значение теорий аксиологического трансцендентализма в том, что:
разнообразие ценностей рассматривалось как проявление уникальности общественных и индивидуальных субъектов,
назначение ценностей усматривалось в разрешении тех проблем, которые определялись культурно историческими особенностями жизни социальных общностей,
была выявлена роль индивида в возникновении ценностей,
было обоснована роль бессознательного, иррационального в возникновении личностных ценностей,
результат оценивания действительности был поставлен в зависимость от личностных качеств и способностей человека,
выявили общественно-нормативный характер ценностей.
была установлено, что ценности всегда отражают оптимальную, с точки зрения общественного опыта форму отношений человека с миром,
было установлено, что общественные ценности являются для людей эталоном построения отношений;
был выявлен трансцендентный характер ценностей – они всегда являются для человека образом должного, идеалом, который индивид или даже человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия.
Значение теорий аксиологического онтологизма в том, что:
разнообразие ценностей рассматривалось как проявление уникальности общественных и индивидуальных субъектов,
закономерности возникновения и развития ценностей человека, выявляют исходя из целостности бытия (мира),
назначение ценностей усматривалось в разрешении тех проблем, которые определялись культурно историческими особенностями жизни социальных общностей,
эти теории позволяют согласовать характеристики ценностей, выделяемые другими аксиологическими теориями,
была выявлена роль индивида в возникновении ценностей,
эти теории показывают, что изучение сущностных качеств человека позволяет понять все особенности его ценностного мира,
было обоснована роль бессознательного, иррационального в возникновении личностных ценностей,
результат оценивания действительности был поставлен в зависимость от личностных качеств и способностей человека,
выявили общественно-нормативный характер ценностей.
была установлено, что ценности всегда отражают оптимальную, с точки зрения общественного опыта форму отношений человека с миром,
было установлено, что общественные ценности являются для людей эталоном построения отношений;
был выявлен трансцендентный характер ценностей – они всегда являются для человека образом должного, идеалом, который индивид или даже человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия.
Что признается всеми группами аксиологических теорий в качестве общих характеристик ценностного мира человека?
регулятивная функция ценностей,
предметная определенность ценностей,
наличие абсолютных ценностей,
иерархическое строение системы ценностей,
наличие позитивных и негативных ценностей,
необходимость осознания человеком личностных и общественных ценностей,
наличие материальных и духовных ценностей.
Какие функции ценностей были выявлены при исследовании абсолютных ценностей в исследованиях, относящихся в аксиологическому трансцендентализму?
регулятивная функция,
оценочная функция,
функция единения общества (функцию согласия),
функция упорядочивания индивидуальных, фактических ценностей,
проективная функция,
Какие функции ценностей были выявлены в теорииях аксиологического нормативизма, психологизма и онтологизма?
функция связывания субъекта и объекта отношения,
проективная функция,
функция связывания отдельных действий человека и видов отдельных деятельности
функция разрешения противоречий,
функция смыслополагания,
функция осуществления свободы человека
функция согласия.
К какой одной функции могут быть сведены все остальные функции ценностей?
регулятивной функции,
функции согласия,
оценочная функция.




Заголовок 115

Приложенные файлы

  • doc 15518388
    Размер файла: 95 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий